Недостатком данной схемы, по мнению Национального объединения проектировщиков, является то, что технологические операции, являвшиеся нормативными 10 лет назад, в большинстве случаев устарели — на современных стройках применяются более продвинутые технологии. Сложно также точно определить правильный индекс, в соответствии с которым изменяются цены, и достоверно рассчитать объемы выполняемых работ. В презентации Минрегиона отмечается, что применение среднего индекса при расчетах за выполненные работы приводит к искажению отдельных (как правило, начальных) этапов работ. Стоимость отдельных стройматериалов, механизмов и т. п. за 10 лет поднялась неравномерно. Чиновники укоряют недобросовестных проектировщиков, подрядчиков и заказчиков, которые, манипулируя индексами, пытаются искажать эту стоимость в текущем уровне цен.
Сейчас на ценообразование в стройотрасли влияют как объективные, так и субъективные факторы. К первым относится рост цен на ресурсы, применяемые в строительстве (плюс 10-20% в год); изменение законодательства (5-10%) и технических норм (10-20% по отдельным объектам); задержка выхода на площадку из-за административных барьеров и несвоевременное финансирование (5-10%). Ко вторым — непродуманные планировочные (10-40%) и конструктивные (10-20%) решения; нерациональное размещение объекта (5-10%), а также различные злоупотребления. Немаловажным фактором, удорожающим стройку, является низкая инновационная активность в строительной сфере, обусловленная отсутствием системы мотивации к снижению издержек.
Новая система, по идее Минрегиона, должна сделать расчеты «прозрачнее» и точнее, ограничить субъективный подход и возможности искажения стоимости строительства. Предлагаемые сметные нормативы, по сути, «скопированы» с зарубежных образцов. Их особенностью является то, что нормируется стоимость конструкции, а не технологические операции, и они составляются в текущем уровне цен на начало бюджетного года.