Техническое регулирование

В данном форуме собраны последние новости сферы технического регулирования, стандартизации и сертификации. Поиск можно осуществлять по фразам текста, через поиск браузера. Обычно команда поиска барузера находится в меню браузера "Правка", команда "Найти".
Ответы

Минпромторг: Росстандарт начал проверку российских продуктов на соответствие ГОСТу

15 мая Росстандарт начал проверку продуктов питания отечественного производства на соответствие заявленным стандартам — ГОСТам, сообщила пресс-служба Минпромторга, в ведении которого находится агентство.

В настоящее время, напомнили в министерстве, ГОСТы представляют собой добровольную систему сертификации. Но в случае принятия решения производителем работать по означенным стандартам, его продукция должна соответствовать требованиям ГОСТ.

Данная проверка является пилотным проектом, который в нынешнем году затронет 7 субъектов РФ: Нижегородскую, Кировскую, Оренбургскую, Волгоградскую, Омскую и Свердловскую области, а также Крым. В 2018-м он распространится на территорию всей России.

Те производители, которые успешно пройдут провеку, будут включены в спецреестр Росстандарта и получат право маркировать свои товары специальным знаком Национальной системы стандартизации (НСС).

При этом глава Минпромторга заверил, что «каких-либо ограничений на рынке для товаров без маркировки не будет». Выбор в любом случае остается за покупателем, подчеркнул он.

Что касается нарушителей, на упаковке продукции которых указывается, что она изготовлена согласно ГОСТу, однако в действительности не соответствует его требованиям, то они будут привлекаться к ответственности за введение потребителя в заблуждение. Предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Помимо этого, возможно наказание в виде штрафа до 500 тысяч рублей, проинформировали в министерстве.

Коллегия ЕЭК одобрила проект техрегламента ЕАЭС, устанавливающий требования к упакованной питьевой воде

16 мая прошло заседание Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). В повестку дня вошли вопросы технического регулирования. В частности, одобрен проект технического регламента Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду».

Требования документа распространяются на природную минеральную воду, в том числе столовую, лечебно-столовую и лечебную, а также на купажированную, обработанную и природную питьевую воду, питьевую воду для детского питания, искусственно минерализованную питьевую воду. В проекте техрегламента прописаны требования к производству, хранению, перевозке, реализации и утилизации упакованной питьевой воды. В частности, производители и продавцы должны будут четко соблюдать требования по химической и микробиологической безопасности. Для розлива природной минеральной воды в упаковку должна использоваться вода из защищенного от антропогенного воздействия источника или скважины, отнесенная к природной минеральной воде по законодательству государства, где она извлекается из-под земли.

Кроме того, Коллегия ЕЭК установила переходные положения, обеспечивающие возможность для предпринимателей адаптироваться к ранее принятым изменениям в техрегламент ЕАЭС «О безопасности игрушек». В частности, в соответствии с решением Совета ЕЭК в документ был включен ряд новых положений, направленных на обеспечение безопасности продукции, имеющей магнитные элементы. Например, запрещены продажа и распространение игрушек с незакреплёнными сверхсильными магнитами малого размера.

Решением Коллегии ЕЭК предусмотрено, что сертификаты на магнитные игрушки, выданные до дня вступления в силу изменений (30 марта 2018 года), будут действительны до окончания срока их действия. По ним можно будет производить и выпускать игрушки в обращение на рынок Союза. Обращаться такие игрушки на рынке пяти стран ЕАЭС смогут в течение установленного срока службы или срока годности.

Принят технический регламент ЕЭС «О безопасности химической продукции»

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 марта 2017 г. № 19 принят технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности химической продукции». Разработчиком документа являлась российская Сторона (Министерство промышленности и торговли Российской Федерации).

Технический регламент устанавливает на таможенной территории ЕЭС единые обязательные для применения и исполнения требования к химической продукции в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан государств-членов Союза, охраны окружающей среды, жизни, здоровья животных и растений, имущества физических и юридических лиц и обеспечения ее свободного перемещения при выпуске в обращение на таможенной территории Союза.

При разработке документа учтена наилучшая мировая практика регулирования обращения химической продукции в части, касающейся классификации, маркировки, а также оформления Паспорта безопасности химической продукции. Положения технического регламента гармонизированы с решениями Организации экономического сотрудничества и развития, а также рекомендациями ООН «Согласованная на глобальном уровне система классификация опасности и предупредительной маркировки химической продукции».

В целях подготовки необходимой нормативной правовой и лабораторной базы по принципам надлежащей лабораторной практики срок вступления в силу технического регламента определен на июнь 2021 года.

Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Сергей Цыб отметил, что при разработке технического регламента российской Стороной совместно с представителями государств-членов Союза и Евразийской экономической комиссии была проделана большая работа, а также дал высокую оценку плодотворному сотрудничеству и обратил внимание на то, что сейчас нам предстоит сосредоточить совместные усилия на разработке документов второго уровня в целях реализации положений принятого технического регламента.

На внутригосударственное согласование отправлены изменения ТР ТС по маркировке пищевой продукции

5 июня 2017 года начато внутригосударственное согласование проекта изменений № 1 в технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011) и комплект документов к нему.

Публичное обсуждение данного проекта было начато еще в феврале 2016 года. Главной целью документа является установление критериев «понятность», «легкочитаемость» для маркировки пищевой продукции. Также проект изменений вводит требования к размещению на упаковке информации о придуманном названии пищевой продукции и уточняет требования к размещению на потребительской упаковке сведений о продуктах, которые не были использованы при производстве продукции.

Кроме самого проекта изменений в ТР ТС 022/2011, представленных в виде приложения к решению Совета ЕЭК, на внутригосударственное согласование вынесены:
- проект решения Коллегии ЕЭК о порядке введения в действие изменений № 1 в техрегламент (планируется, что они вступят в силу через 2 года после опубликования соответствующего решения Совета ЕЭК);
- пояснительная записка к проекту изменений;
- сводка отзывов по проекту;
- заключение метрологической экспертизы проекта;
- протокол заседания рабочей группы по разработке изменений № 1 и № 2 в технический регламент от 7 февраля 2017 года;
- список участников заседания;
- заключение об оценке регулирующего воздействия от 4 апреля 2017 года;
- протокол переговоров руководителей уполномоченных органов государств-членов ЕАЭС по проекту изменений и комплекту документов к нему с целью принятия решения о направлении на внутригосударственное согласование, а также список участников;
- рекомендации по контролю при госнадзоре и сертификации размеров высоты шрифтов, предусмотренных в СТБ 1100, СТБ 8019, СТБ 1400.

Отметим, что заключение об ОРВ имеет скорее негативную оценку, поскольку, по мнению экспертов, проект изменений в представленной редакции окажет негативное влияние на ведение предпринимательской деятельности. В частности, требования к легкочитаемости и высоте шрифта не обеспечены соответствующими стандартами на методы их измерений, а отдельные требования являются необоснованными. Таким образом, проект изменений предлагается доработать.

Ростехнадзор предлагает изменить инструкцию по ликвидации последствий аварий на объектах с горными работами

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) предлагает изменить федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Инструкция по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы».

Уведомление о разработке проекта размещено на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Инструкция была утверждена приказом службы от 31 октября 2016 года № 449, однако, согласно тексту уведомления, эти федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности необходимо адаптировать к современным условиям промышленности с учетом требований российского законодательства.

Сейчас идет сбор предложений по разработке проекта, он продлится до 14 июня. Предполагается, что документ вступит в силу в январе 2018 года.

Инструкция предназначена для работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы, подрядных организаций и профессиональных аварийно-спасательных служб.

Руководство работами по локализации и ликвидации последствий аварий осуществляет руководитель работ – главный инженер компании. Он организует выполнение мероприятий, предусмотренных планом, получение информации об обстановке в зоне аварии от работников, вышедших из этой зоны, определяет границы зоны аварии, общее количество и местонахождение работников в этой зоне, организует оказание первой помощи пострадавшим.

Руководитель горноспасательных работ обеспечивает прибытие горноспасательных отделений, организует их работу и отдых.

На опасном производственном объекте при отсутствии информации, позволяющей достоверно определить вид аварии, предварительно его определяют в приоритетном порядке: взрыв, внезапный выброс, пожар, горный удар, обрушение. Анализируются показания датчиков многофункциональных систем безопасности.

Порядок действий работников компании, привлекаемых к выполнению работ по локализации и ликвидации последствий аварии, определяется главным инженером компании.

Изменения в техрегламент «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям»

Решением Совета ЕЭК от 03.03.2017 № 29 новой позицией дополнено Приложение 1 «Требования к характеристикам продукции» технического регламента «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» в отношении процентного содержания метилового спирта в охлаждающих жидкостях для автомобилей. Установлено, что содержание метилового спирта в охлаждающих жидкостях не должно превышать 0,05%.

Определено, что документы об оценке соответствия охлаждающих жидкостей, принятые до даты вступления в силу данного решения, действительны до окончания срока их действия.

Решение вступает в силу по истечении 6 месяцев с даты вступления в силу Решения ЕЭК о включении межгосударственного (регионального) стандарта, содержащего правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (ТР ТС 030/2012) в перечень стандартов, и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, утвержденного Решением Коллегии ЕЭК от 02.10.2012 № 180, но не ранее 1 января 2019 года.

Требования к онлайн-магазинам в странах ЕАЭС будут закреплены законодательно

Общие подходы к проведению государствами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) согласованной политики в сфере защиты прав потребителей при реализации товаров (работ, услуг) дистанционным способом одобрены Консультативным комитетом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Член Коллегии (министр) ЕЭК Валерий Корешков подчеркнул: «Подходы, разработанные Комиссией, базируются на лучших национальных и международных практиках. Мы хотим, чтобы потребители стран Союза своевременно получали необходимую и достоверную информацию о товарах. Это поможет им делать правильный выбор и будет гарантировать качество покупаемых через интернет товаров».  

В документе фактически сформирован предварительный перечень требований к онлайн-магазинам стран ЕАЭС. В нем должны быть сведения о товаре (работе, услуге), включая информацию о его основных потребительских свойствах и технических характеристиках; цене и условиях приобретения товара, в том числе – о полной сумме, подлежащей выплате потребителем;  сведения о гарантийном сроке (если он установлен), сроке службы или сроке годности товара и т.д.

До заключения договора купли-продажи покупатель получит информацию от интернет-продавца об условиях, сроках и порядке возможного расторжения сделки. В том числе «о праве потребителя расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, если в установленный срок недостатки в выполненной работе (услуге) не были устранены исполнителем, либо если отступления в работе (услуге) от условий такого договора или иные недостатки работы (услуги) являются существенными и неустранимыми».

В национальном законодательстве стран ЕАЭС предлагается предусмотреть положения, позволяющие в равной степени обеспечить потребительские права граждан стран Союза на территории каждого из государств-членов. Также будет предусмотрена возможность дистанционного урегулирования споров и установления требований к условиям и порядку оформления договоров с потребителем, размеру шрифта текста и информации, указываемой в договорах. Кроме того, страны ЕАЭС определят ответственность, которую несет продавец, не предоставивший покупателю полную и достоверную информацию о товаре (работе, услуге).

Общие подходы направлены в том числе на предотвращение трансграничной торговли дистанционным способом товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена национальным законодательством. С этой целью страны Союза и ЕЭК будут обмениваются сведениями о наличии каких-либо национальных запретов или ограничений на реализацию.

Новые стандарты помогут уменьшить пробки на дорогах и сэкономить время

Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утверждены национальные стандарты, разработанные АО «ГЛОНАСС» по инициативе Российского союза автостраховщиков (РСА).

Речь идет о следующих документах:
- ГОСТ Р 57484-2017 «Комплексная система унифицированной бортовой аппаратуры ГЛОНАСС. Технические средства контроля обстоятельств причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия. Общие технические требования и методы испытаний»;
- ГОСТ Р 57485-2017 «Комплексная система унифицированной бортовой аппаратуры ГЛОНАСС. Технические средства контроля обстоятельств причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия. Методы функционального тестирования»;
- ГОСТ Р 57483-2017 «Комплексная система унифицированной бортовой аппаратуры ГЛОНАСС. Технические средства контроля обстоятельств причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия. Протоколы обмена данными».

Любой владелец автомобиля может в инициативном порядке оборудовать свой автомобиль техническим средством контроля (ТСК) обстоятельств причинения вреда транспортному средству в результате ДТП. Техническое средство контроля будет использоваться для оформления ДТП без участия сотрудников полиции – по так называемому «Европротоколу». Страховые компании через инфраструктуру системы «ЭРА-ГЛОНАСС» будут получать информацию о дате и времени ДТП; координаты, направление и скорость движения транспортного средства в момент ДТП; параметры замедления (ускорения) транспортного средства при аварии.

По информации производителей технических средств контроля, их рыночная потребность уже в 2017 году может составить около 200 тысяч штук, до 2020 года – около 5 миллионов штук. Применение «Европротокола» позволит экономить время граждан и существенно снизить количество пробок. Этим функционалом могут быть доработаны устройства вызова экстренных оперативных служб, установленные на автомобиль на конвейере.

«Проработка АО «ГЛОНАСС» данного вопроса с участниками рынка показала перспективность разработки линейки многофункциональных автомобильных устройств с ГЛОНАСС. Использование многофункциональных автомобильных устройств, устанавливаемых на транспортные средства при производстве или в виде дополнительного оборудования, позволит расширить рынок услуг ГЛОНАСС, предложить потребителям дополнительные услуги и сервисы», –  отметил временный генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Андрей Жерегеля.

К расширению функционала устанавливаемых на транспортные средства устройств с ГЛОНАСС проявляют значительный интерес автопроизводители, страховые компании и владельцы транспортных средств. «При этом автопроизводители серьезно задумались о том, какие еще дополнительные услуги, кроме «Европротокола», может получить владелец купленного у них автомобиля, используя уже установленное оборудование. Поэтому мы рассчитываем, что в ближайшее время на конвейере будут устанавливаться многофункциональные устройства, которые как минимум будут реализовывать функции вызова экстренных оперативных служб, «Европротокола» и мониторинга транспорта», – прокомментировал Андрей Жерегеля.

Стандарты вводятся с 1 января 2018 года.

ЕЭК устраняет изъятия и ограничения

Консультативный комитет по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одобрил перечни стандартов к техрегламентам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «О безопасности рыбы и рыбной продукции» и «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники». Эти решения позволят предпринимателям соответствовать требованиям, предъявляемым к безопасности и качеству реализуемых товаров. В перечни, например, по «рыбному» регламенту включены технические требования к рыбе холодного и горячего копчения, вяленой, мороженой, охлажденной, консервам, икре и т.д. с учетом международных (ISO) и европейских (EN) положений.

В Перечень стандартов по опасным веществам вошли правила и методы исследований – межгосударственные и национальные стандарты. Их применение позволит наиболее эффективно и полно исследовать уровень содержания в телевизорах, стиральных машинках и других товарах бытовой техники  свинца, ртути, кадмия, шестивалентного хрома, полибромбифенилов, полибромированных дифениловых эфиров. Среди прочих в перечне –  стандарты, предусматривающие наиболее передовые методы определения этих веществ, включая методы рентгенофлуоресцентной спектрометрии, CV-AAS, CV-AFS и другие.

Страны ЕАЭС являются крупными производителями и потребителями цемента. Объем торговли цементом, например, Казахстана с другими странами ЕАЭС в 2016 году составил почти 35 млн долл., Беларуси – почти 70 млн долл., а России – более 100 млн долл. США. В связи с этим члены Консультативного комитета одобрили включение строительного цемента в единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия товаров требованиям техрегламентов ЕАЭС с выдачей документов по единой форме. Это должно упростить взаимные поставки между странами Союза и стать еще одним шагом на пути устранения изъятий и ограничений во внутренней торговле. Производители и импортеры будут получать единые подтверждающие документы, действительные во всех пяти странах ЕАЭС. В качестве процедуры оценки соответствия предусматривается обязательная сертификация цемента. Сейчас вопросы его безопасности регулируются только на национальном уровне, что создает участникам единого рынка дополнительные трудности.    

В ближайшее время на площадке ЕЭК пройдет дополнительное обсуждение темы на совещании руководителей национальных профильных министерств и ведомств, после чего «цементный» вопрос может быть вынесен на рассмотрение Коллегии и Совета ЕЭК.

Консультативный комитет ЕЭК одобрил также разработку изменений в технический регламент ЕАЭС «О безопасности парфюмерно-косметической продукции». Они направлены на актуализацию перечней веществ, запрещенных к использованию, и перечней с веществами, красителями, консервантами и УФ-фильтрами, разрешенных к использованию в парфюмерно-косметической продукции. Фактически участники заседания высказались за своевременную поддержку новшеств в данной сфере, адаптацию к ним технических норм Союза.

Кроме того, Консультативный комитет ЕЭК с целью систематизации работы утвердил шесть новых подкомитетов, которые будут осуществлять деятельность в его рамках:
по техническим регламентам и стандартам,
по координации работ в области аккредитации и оценки соответствия,
по координации работ в области государственного контроля (надзора)
за соблюдением требований технических регламентов Союза,
по координации работ в области обеспечения единства измерений,
по вопросам технического регулирования в строительстве.

В России введут обязательную сертификацию отопительных батарей

Правительство повышает требования к производителям отопительных приборов и теплоизоляционных материалов. Постановление об этом опубликовано на сайте кабмина.

Как отмечается в документе, значительная доля реализуемых на нашем рынке импортных теплоизоляционных материалов, строительных смесей и растворов, а также радиаторов отопления и отопительных конвекторов не соответствуют обязательным требованиям безопасности. В результате появляются риски причинения вреда и нанесения ущерба жизни и здоровью человека. Иностранные производители получают необоснованные конкурентные преимущества перед российскими за счет снижения себестоимости производства в ущерб качеству и безопасности.

И хотя требования безопасности в отношении такой продукции устанавливаются в национальных стандартах, они не включены в нормативную базу действующих технических регламентов и применяются на добровольной основе. Между тем отсутствие процедур обязательного подтверждения соответствия затрудняет отслеживание продукции от конечного потребителя к производителю, а также не позволяет привлекать недобросовестных производителей к ответственности.

Эти пробелы и призвано устранить новое постановление. В частности, в стране вводится обязательная сертификация радиаторов отопления и отопительных конвекторов и декларирование соответствия теплоизоляционных материалов, строительных растворов и смесей.

Для выполнения производителями обязательных требований и обеспечения аккредитации соответствующих органов для выполнения работ по сертификации предусматривается необходимый переходный период - 12 месяцев со дня официального опубликования документа.

Начато внутригосударственное согласование проекта изменений техрегламента на тракторы и прицепы

На сайте Евразийской экономической комиссии в разделе внутригосударственного согласования опубликован проект изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» (ТР ТС 031/2012).

Конкретной даты опубликования документа не указано.

Проект изменений предусматривает включение в область распространения действия техрегламента полуприцепов, дополнение документа терминами «малогабаритный трактор», «прицеп специального назначения» и т.д., дополнение списка схем сертификации для объектов технического регулирования схемой 2с (на текущий момент действуют схемы 1с, 3с и 4с) и др.

Вместе с проектом изменений на внутригосударственное согласование отправлены проекты решения Совета ЕЭК о принятии изменений, решения Коллегии ЕЭК о введении изменений в действие, а также проект изменений в Программу по разработке межгосударственных стандартов, сводка отзывов и пояснительная записка. Кроме того, прикреплены заключение по результатам проведения метрологической экспертизы, протокол переговоров руководителей заинтересованных органов власти и заключение об оценке регулирующего воздействия.

Согласно последнему из перечисленных документов (подготовлено 20 апреля 2017 года), проект изменений в представленной редакции может оказать негативное влияние на ведение предпринимательской деятельности в связи с наличием в нем положений, предусматривающих:
- дублирующие требования к инспекционному контролю, который осуществляется органом по сертификации;
- необоснованную необходимость представлять в орган по сертификации сертификат соответствия на систему менеджмента качества, выданных исключительно в странах ЕАЭС;
- избыточное ограничение срока действия протоколов испытаний и др.

Отмечено, что цели принятия проекта изменений будут достигнуты, если разработчики учтут замечания и предложения к документу.

Ростехнадзор в космосе займется ядерными реакторами

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) разработала проект, утверждающий федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности космических аппаратов с ядерными реакторами».

Документ размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Положения устанавливают общие требования к обеспечению ядерной и радиационной безопасности с учетом специфики космических аппаратов с ядерными реакторами как источников возможного радиационного воздействия на персонал, население и окружающую среду.

Основной целью обеспечения безопасности таких аппаратов является защита персонала, населения и окружающей среды от радиационного воздействия при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, а также ограничение этого воздействия при запроектных авариях.

Принципами обеспечения безопасности являются исключение возможности возникновения неконтролируемой самоподдерживающейся цепной ядерной реакции посредством принятых организационно-технических мер, способность обеспечить удержание радиационного воздействия в границах, установленных в проекте, а также способность обеспечить теплоотвод от активной зоны реактора при всех определенных проектной документацией состояниях.

Конструкция космического аппарата с ядерными реакторами должна исключать возможность возникновения самоподдерживающейся цепной реакции деления до выхода его на рабочую орбиту при всех возможных нарушениях нормальной эксплуатации, включая внешние воздействия, связанные с разрушением (взрывом ракетно-космического комплекса или разрушением аппарата при падении на Землю).

Конструкция аппарата при его возвращении на Землю должна обеспечивать непревышение доз облучения персонала и доз облучения населения, установленных санитарными нормами и правилами.

Во вторник, 4 июля, завершилась независимая антикоррупционная экспертиза проекта.

ФАС планирует разработать стандарт защиты конкуренции в сфере интеллектуальной собственности

Федеральная антимонопольная служба планирует разработать национальный стандарт в области антимонопольного регулирования интеллектуальной собственности, следует из документов на сайте госзакупок.

Такой стандарт планируется разработать согласно закону 162-ФЗ о стандартизации, пояснил RNS помощник руководителя ФАС России, доктор юридических наук Сергей Максимов.

«Основной целью разработки проекта национального стандарта «Интеллектуальная собственность. Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции» является формирование процедур и правил взаимодействия субъектов рынка интеллектуальной собственности между собой и с регулятором с учетом потребностей защиты их интересов от недобросовестной конкуренции, интересов потребителей в сфере интеллектуальной собственности», — указал Максимов.

Стандарт должен будет учесть не только действующее законодательство, но и находящиеся в разработке законопроекты.

«В частности, подготовленный ФАС России проект федерального закона о внесении изменений в ч. 4 ст. 10 и ч. 9 ст. 11 Закона о защите конкуренции в части распространения закрепленных в них запретов на действия (бездействие), а также соглашения, которые влияют на условия обращения товаров, произведенных с использованием исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ или услуг», — сказал юрист.

В ФАС рассчитывают, что стандарт будет способствовать развитию конкуренции — прежде всего, на рынках «цифровой экономики». Кроме того, на его основе могут быть разработаны образовательные программы.

О новых стандартах на гимнастическое оборудование

Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утверждены новые национальные стандарты, устанавливающие требования к безопасности и методам испытаний гимнастического оборудования:
- ГОСТ Р 57539–2017 «Оборудование гимнастическое. Канаты гимнастические. Размеры, требования безопасности и методы испытаний»;
- ГОСТ Р 57540–2017 «Оборудование гимнастическое. Столы гимнастические. Функциональные требования и требования безопасности, методы испытаний»;
- ГОСТ Р 57542–2017 «Скамьи гимнастические. Размеры, технические требования, методы испытания»,
а также - ГОСТ Р 57538–2017 «Тренажеры стационарные уличные. Общие требования безопасности и методы испытаний».

Российская Федерация является одним из мировых лидеров в спортивной гимнастике, а гимнастическое оборудования традиционно устанавливается не только в спортивных залах, но и общеобразовательных учреждениях. Между тем, до этого национальные стандарты в отношении такого оборудования в Российской Федерации отсутствовали.

Утвержденные стандарты стали продолжением разрабатываемой с 2013 года серии, в рамках которой уже введены в действие стандарты, предъявляющие требования к безопасности гимнастических брусьев, перекладин, устройств для опорных прыжков, шведским стенкам. При разработке стандартов учитывался опыт европейских (в первую очередь, немецких) документов по стандартизации в области гимнастического оборудования.

В стандартах установлены общие требования безопасности, в том числе  требования к материалам и конструкции. Речь идет о  требованиях к несущей способности, поверхности доступных элементов, опорам для ног, подвижным и соединительным элементам, защите от застревания, грузам и сопротивлению, механизмам регулировки и остановки, изнашивающимся деталям, канатам и цепям, размерам минимально необходимого пространства и зон безопасности.

Отдельное внимание уделено методам испытаний на застревание и требованиям к содержанию отчета о проведении испытаний, маркировки и информации, предоставляемой изготовителем.

Новые национальные стандарты разработаны в целях содействия реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»  Саморегулируемой организацией «Отраслевое объединение национальных производителей в сфере физической культуры и спорта «Промспорт»(СРО «Промспорт») и представлены на утверждение Техническим комитетом по стандартизации № 444 «Спортивные и туристские изделия, оборудование, инвентарь, физкультурные и спортивные услуги» (ТК 444). С 2013 года специалистами СРО «Промспорт» было разработано более 60-ти ГОСТов.

О государственном контроле за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции»

Постановлением от 19 июля 2017 года №846 определены федеральные и региональные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить государственный контроль за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза в отношении пищевой рыбной продукции и процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации такой продукции.

Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (далее соответственно – технический регламент, Союз) принят Советом Евразийской экономической комиссии 18 октября 2016 года.

Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования безопасности пищевой рыбной продукции, выпускаемой в обращение на территории Союза, и связанные с ними требования к производству, хранению, перевозке, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке пищевой рыбной продукции для обеспечения её свободного перемещения.

Технический регламент вступает в силу с 1 сентября 2017 года.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента в отношении пищевой рыбной продукции и связанных с требованиями к ней процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации осуществляется в соответствии с законодательством входящих в Союз государств.

Подписанным постановлением предусматривается, что полномочия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технического регламента закрепляются за:
- Роспотребнадзором и другими уполномоченными на проведение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- Роспотребнадзором в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;
- Россельхознадзором и другими уполномоченными на проведение федерального государственного ветеринарного надзора федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными на проведение регионального ветеринарного надзора органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах их компетенции в рамках федерального государственного ветеринарного надзора и регионального государственного ветеринарного надзора соответственно.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2017 года одновременно с техническим регламентом.

Принят новый стандарт по менеджменту риска применения новых технологий

Принят новый национальный стандарт ГОСТ Р 57272.7-2016 "Менеджмент риска применения новых технологий. Часть 7. Примеры факторов, влияющих на возникновение риска", который вступит в силу 1 декабря 2017 года.

Внедрение новых технологий связано с идентификацией возможных источников нового риска. Сложной проблемой является то, что новые виды риска часто связаны с неизученными феноменами.
В настоящем стандарте представлены примеры факторов, наличие которых может приводить к появлению новых рисков, а также факторов, которые влияют на оценку риска, в частности, посредством изменения восприятия риска. Также представлены примеры методов учета факторов риска.
Настоящий стандарт вместе с другими стандартами серии "Менеджмент риска применения новых технологий" формирует комплексный подход к рассмотрению новых рисков, их появлению и развитию.

В документе представлены примеры факторов, влияющих на возникновение рисков при применении новых технологий, производств, производственных сетей, материалов и новой продукции.

На общественное обсуждение вынесены поправки в законодательство, регулирующие вопросы фото/видеофиксации нарушений ПДД

МВД России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий делегирование Правительству Российской Федерации полномочий по установлению единых требований к работающим в автоматическом режиме специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и средствам фото- и киносъемки, видеозаписи, а также порядок обработки и хранения информации, получаемой с их помощью.

Необходимость совершенствования правовой основы в указанной сфере продиктована отсутствием единых требований к указанным техническим средствам и порядку обработки и хранения информации получаемой посредством их применения.

Так, в настоящее время общие технические требования и правила применения специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, установлены соответственно ГОСТ Р 57144-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования» и ГОСТ Р 57145-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения».

Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» применение указанных документов по стандартизации не является обязательным.

В целях защиты охраняемых законом сведений, в том числе персональных данных граждан, требуется исключить любую возможность использования получаемой с помощью указанных технических средств информации для целей, не связанных с осуществлением производства по делам об административных правонарушениях.

В связи с чем необходимо закрепление единых обязательных требований к работающим в автоматическом режиме специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и средствам фото- и киносъемки, видеозаписи, а также порядка обработки и хранения информации, получаемой с их помощью.

Подготовленный МВД России проект федерального закона «О внесении изменения в статью 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» позволит урегулировать указанные вопросы путем делегирования Правительству Российской Федерации полномочий по определению упомянутых выше требований и порядка.

Принятие законопроекта будет способствовать совершенствованию нормативной правовой базы в области дорожной безопасности. В настоящее время законопроект проходит общественное обсуждение на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Вступает в силу техрегламент ЕАЭС о безопасности рыбы и рыбной продукции

Масса глазури (льда) в замороженной рыбе не должна превышать 5 %. Об этом и других новшествах техрегламента  Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «О безопасности рыбы и рыбной продукции» сообщил член Коллегии (министр) Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Валерий Корешков на отраслевой конференции, прошедшей 27 июля в Южно-Сахалинске (Россия). Он напомнил, что техрегламент вступит в силу 1 сентября нынешнего года.

Техрегламент разработан лучшими учеными пяти стран Союза совместно с ЕЭК для защиты жизни и здоровья потребителей от опасной продукции, а также от фальсификата. В документе, в частности, содержатся точные данные о доле глазури в мороженой рыбе и морепродуктах. Масса глазури в замороженной рыбной продукции из разделанных или очищенных ракообразных должна быть не более 7% процентов, из неразделанных ракообразных – не более 14 %.  Гонясь за прибылью, многие предприниматели так перемораживают рыбопродукты, что покупатель не может понять, за что платит – за рыбу или лед. Теперь масса рыбы будет указываться на упаковке отдельно от массы глазури, для которой установлены конкретные предельно допустимые цифры.

«Техрегламент ЕАЭС на рыбу и рыбную продукцию, по сути, – большой шаг вперед, – отметил Валерий Корешков. – Документ позволит отследить и сделать безопасными все этапы обращения пищевой рыбной продукции – от вылова до реализации и утилизации. Он несет много новшеств, направленных на защиту потребителей и определяющих для бизнеса четкие правила работы».

Пищевая рыбная продукция, не отвечающая требованиям техрегламента Союза, не сможет попасть на прилавки магазинов союзных государств. Он, например, запрещает или минимизирует содержание в рыбопродуктах амоксициллина, бацитрацина, галофугинона и других вредных для здоровья человека препаратов и стимуляторов роста, которые нередко используют производители, разводящие рыбу, ракообразных, мидий и других водных животных. В отношении рыбы, растущей в естественных условиях, техрегламент определяет, что она должна быть выловлена в «безопасных районах добычи». Мониторинг безопасности будут осуществлять уполномоченные органы государств-членов и размещать на официальных сайтах, чтобы рыбаки знали, в каких районах разрешено ловить.

К обращению в странах Союза не допускается пищевая рыбная продукция, изготовленная из ядовитых рыб ряда семейств, не соответствующая потребительским свойствам по органолептическим показателям, подвергнутая размораживанию в период хранения, содержащая опасные для здоровья человека биотоксины, а также «мороженая, имеющая температуру в толще продукта выше минус 18 градусов».

В соответствии с союзным техгламентом живая рыба «с признаками засыпания» должна быть реализована как рыба-сырец, то есть как свежая рыба без признаков жизни при температуре не выше температуры среды обитания, или охлаждаемая. Морские ежи, ракообразные, брюхоногие и двустворчатые моллюски должны направляться на продажу и переработку только в живом виде. Трепангов после вылова следует незамедлительно разделать, устриц – уложить вогнутой створкой раковины вниз, морских гребешков – выпуклой створкой вниз.

Впервые установлены нормы допустимого содержания влаги в мышечной ткани мороженых промысловых рыб и водных беспозвоночных. Например, в семге – не   более 72 % процентов, дальневосточной скумбрии и северной креветке – не более 80 %, а в камчатском крабе – не более 82 %.

Отдельно оговаривается в техрегламенте производство детского питания. Так, пищевую рыбную продукцию для детей первого года жизни следует производить не в обычных условиях рыбоперерабатывающего предприятия, а на специализированных производственных объектах, в спеццехах или на специальных технологических линиях. Для более старших, включая детей школьного возраста, – условия производства немного смягчены: производить питание можно и на технологическом оборудовании общего назначения, но – обязательно в начале рабочей смены или в отдельную смену после его мойки и дезинфекции.

При производстве рыбной пищевой продукции для детей нельзя использовать фосфаты, усилители вкуса, бензойную, сорбиновую кислоты и их соли, а также другие пищевые  ингредиенты, где есть эти  пищевые добавки.

«Нововведения, безусловно, укрепят потребительское доверие к отечественной рыбе, внесут значительный вклад в повышение уровня продовольственной безопасности в странах ЕАЭС», – резюмировал Валерий Корешков.

Для адаптации предпринимателей к новым условиям установлен достаточно длительный переходный период. Как отметил министр ЕЭК,  документы об оценке соответствия пищевой рыбной продукции,  оформленные рыбоперерабатывающими предприятиями до вступления  в силу технического регламента, будут считаться действительными до окончания срока их действия, но не позднее 1 сентября  2019 года. Обращение такой продукции допускается в течение срока ее годности. Это, по мнению экспертов, обеспечит возможность планомерного перехода участников рынка на выпуск рыбных товаров, отвечающих новым требованиям.

В России начали действовать новые правила эксплуатации лифтов

1 августа в России вступили в силу новые правила использования и содержания таких пассажирских подъемников, как лифты, эскалаторы, траволаторы (пешеходные дорожки, которые движутся), подъемные платформы для инвалидов...

24 июня текущего года российское правительство приняло соответствующее постановление.

Согласно нововведениям, на устранение неисправности лифтов, возникшей по причинам, не связанным с проведением капремонта здания, дается не более 24 часов. После того, как лифтер зарегистрирует информацию о поломке лифта, в течение 30 минут оттуда необходимо эвакуировать застрявших пассажиров. По этой причине во всех лифтах должна быть система двусторонней связи с диспетчером.

Прежде чем начали действовать новые правила, использование лифтов регулировалось техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов», где были прописаны общие требования к эксплуатации. В постановлении правительства России определен круг лиц, которые несут ответственность за состояние лифтов и другого вышеуказанного пассажирского оборудования.

Согласно новым правилам, ответственность собственников зданий и управляющих компаний за содержание эскалаторов и лифтов повышается.

Также нововведения предусматривают создание реестра лифтового хозяйства. В постановлении говорится, что механизм контроля за работой лифта прописан в инструкции по эксплуатации систем диспетчерского контроля и сопроводительной документации объекта. По выбору собственника лифта такой контроль будет осуществляться диспетчером либо квалифицированным персоналом. Вести учет введенных в эксплуатацию лифтов будет уполномоченным органом в реестре объектов. Такой реестр будет составлять Ростехнадзор.

Ответственность за безопасность работы лифтов, эскалаторов, траволаторов и подъемников возлагается на управляющую компанию. Если на управляющую компанию возложены такие обязанности, в её штате должны быть квалифицированные работники. Согласно постановлению российского правительства, уровень квалификации сотрудников, в обязанности которых входит обслуживание, ремонт, монтаж (демонтаж) объектов, должен отвечать требованиям профессиональных стандартов.

Минэкономразвития против ужесточения санитарных требований к торговле

Роспотребнадзор не сможет запретить торговлю зеленым картофелем и фермерским творогом из непастеризованного молока, а также ввести другие ограничения согласно новым санитарным правилам торговли пищевыми продуктами. Минэкономразвития дало отрицательное заключение на проект соответствующего постановления службы. Бизнес, в свою очередь, не видит в проекте негативных последствий для себя.

Минэкономразвития подготовило отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия (ОРВ) на проект постановления Роспотребнадзора об утверждении новых «Санитарно-эпидемиологических требований к торговым объектам и рынкам, реализующим пищевую продукцию». Документ был разработан в качестве замены действующих требований еще в 2013 году, несколько раз дорабатывался и получил отрицательный отзыв уже в третий раз.

Проект постановления предполагает ужесточение санитарно-эпидемиологических требований к состоянию и содержанию объектов торговли, запрет совместного хранения пищевых и непищевых продуктов, торговлю упавшими на пол или загрязненными иным способом продуктами, продажу неупакованной кулинарной продукции и др.

В частности, в Минэке не одобрили предложенный Роспотребнадзором запрет на прием и реализацию ряда категорий пищевой продукции — например, «позеленевших клубней картофеля», «условно годного мяса и мясопродуктов», «творога, изготовленного из непастеризованного молока, молока и сливок с повышенной кислотностью (самоквас)». В заключении министерства, с которым ознакомились «Известия», поясняется, что ГОСТ допускает наличие зеленых пятен на картофеле, техрегламент Таможенного союза «О безопасности молока…» не предусматривает запрета на продукцию непромышленного изготовления, а понятие «условно годное мясо и мясопродукты» не встречается в законодательстве РФ или ЕАЭС.

В заключении ОРВ названы «избыточными» и новые нормы хранения хлеба, предусматривающие расположение полок с мучными изделиями на высоте не менее 35 см от пола. В Минэкономразвития полагают, что такое требование справедливо только для неупакованной продукции.

Кроме того, подверглись критике пункты проекта постановления о раздельном хранении непищевой и пищевой продукции, а в случае с последней — раздельного складирования сырых продуктов, полуфабрикатов и готовой к употреблению продукции. Минэк предлагает привести нормы в соответствие с техрегламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», согласно которому «если соседство непищевой продукции с пищевой продукцией либо пищевой продукции совместно с пищевой продукцией иного вида не приводит к ее загрязнению, их совместное хранение не запрещено».

В Роспотребнадзоре сообщили, что получили замечания, рассматривают их и готовы обсуждать.

В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), напротив, поддержали предложенную Роспотребнадзором редакцию документа.

Минприроды утвердило методику расчета рассеивания вредных веществ в атмосферном воздухе

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии России от 6 июня 2017 года № 273 утверждены методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Приказ разработан взамен методики расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86), утвержденной Госкомгидрометом СССР 4 августа 1986 года.

Документ подготовлен для устранения правового пробела, поскольку ранее использовавшаяся методика не прошла государственную регистрацию и не была опубликована в установленном порядке. Кроме того, после введения ее в действие были получены новые научные результаты, и возникла необходимость в уточнении и дополнении положений документа.

Эти методы позволят производить расчеты, в том числе, среднегодовых концентраций загрязняющих веществ, которые могут быть использованы для оценки долгосрочного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на окружающую среду, а также для оценки и минимизации рисков для здоровья населения от загрязнения воздуха.

В документе также даны рекомендации по проведению расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе для источников загрязнения, характеризующихся высокими опасными скоростями, скоростями выброса в атмосферу ЗВ, которые превышают скорость звука, источников факельного горения и движущихся источников загрязнения атмосферного воздуха.

Методы расчетов начнут действовать с 1 января 2018 года.

При этом, согласно приказу, документация, разработанная и утвержденная до 1 января 2018 года на основании расчетов, произведенных в соответствии с ОНД-86, будет действовать в течение установленного для нее срока.

В России вводятся новые стандарты в области стоматологии

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвердило ряд национальных стандартов в области стоматологии, в том числе:

- ГОСТ Р ИСО 1942–2017 «Стоматология — Терминологический словарь»

- ГОСТ Р ИСО 15841–2017 «Стоматология. Проволока ортодонтическая»;

- ГОСТ Р 57620–2017 (ИСО 15912:2016) «Стоматология. Огнеупорный формовочный материал и материал для моделей».

Документы были разработаны с целью унификации методов исследований и испытаний физико-механических и химических свойств стоматологических материалов, отражающих особенности их клинического применения, а также регламентирования требований к качеству материалов для ортопедической и ортодонтической стоматологии.

Применение международных стандартов для доклинической оценки свойств стоматологических материалов, определяющих их назначение, позволит унифицировать методы испытаний, а также проводить сравнение материалов отечественного и зарубежного производства и не допускать в клиническую практику материалы, не отвечающие международным требованиям. До принятия указанных стандартов в качестве нормативной документации использовались технические условия предприятий-изготовителей.

Также утвержденные документы направлены на повышение качества используемых в стоматологии материалов отечественного производства, поддержку импортозамещения и конкурентоспособности на внутреннем и международном рынке.

Стандарты разработаны подведомственным Минздраву России ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии», внесены профильным техническим комитетом по стандартизации №279 и вводятся в действие 1 сентября 2018 г.

Начато обсуждение изменений Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований

16 августа 2017 года, началось общественное обсуждение проекта решения Коллегии ЕЭК «О внесении изменений в раздел 20 главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)».

Обсуждение, как этап оценки регулирующего воздействия, будет продолжаться в течение 60 дней – до 15 октября текущего года.

Согласно вынесенным на обсуждение изменениям, раздел 20 главы II Единых санэпидтребований «Требования к дезинфекционным средствам» будет изложен в новой редакции. Данная редакция будет включать Приложение 20.1 «Нормативные показатели токсичности и безопасности дезинфекционных средств» и Приложение 20.2 «Единые методы исследований эффективности дезинфекционных средств».

Действующая на сегодняшний день редакция Единых требований содержит перечень требований к безопасности указанных средств, их эффективности, а также проведению дезинфектологической экспертизы, но при этом не включает нормативные показатели токсичности и безопасности дезинфекционных средств и единых методов исследований эффективности, которые должны применяться при регистрации средств.

Также проектом решения устанавливается, что нормативы классификационной оценки дезинфекционных средств в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности», предусмотренные приложением 20.1, применяются до вступления в силу технического регламента ЕАЭС «О безопасности химической продукции».

До 1 июля 2021 года будут разрешены производство и выпуск в обращение дезинфекционных средств в соответствии с требованиями Евразийского экономического союза или государства-члена ЕАЭС при наличии документов об оценке соответствии средств данным требованиям. Также до обозначенной даты необходимо будет переоформить документы об оценке соответствия, выданные до вступления в силу рассматриваемого решения.
Форма ответов
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Файл