Техническое регулирование

В данном форуме собраны последние новости сферы технического регулирования, стандартизации и сертификации. Поиск можно осуществлять по фразам текста, через поиск браузера. Обычно команда поиска барузера находится в меню браузера "Правка", команда "Найти".

Минсельхоз создаст национальный стандарт говядины

Минсельхоз в кратчайшие сроки должен подготовить национальный стандарт говядины, чтобы обеспечить защиту этого рынка после присоединения России к ВТО, заявил первый вице-премьер РФ Виктор Зубков на совещании по развитию животноводства в России.

«Для защиты рынка высококачественной говядины в условиях ВТО Минсельхозу необходимо в кратчайшие сроки подготовить его законодательную основу - национальный стандарт на этот вид мяса. Пока у нас нет стандарта, нам могут ввести под видом высококачественной говядины совсем не то», - сказал Зубков.

Он добавил, что в производстве КРС имеется серьезный резерв для его наращивания и рыночная ниша этого продукта практически свободна.

Кроме того, по словам Зубкова, для решения задач по защите российских производителей при вступлении в ВТО необходимо сформировать новую систему стимулов животноводства, как на федеральном, так и на региональном уровне. Ключевым направлением этой работы должна стать активизация межрегионального взаимодействия для удовлетворения спроса на отечественную мясную продукцию, так как в одних регионах имеются ее излишки, а в других - объемы производства серьезно отстают от уровня потребления.

Изменен перечень продукции для госрегистрации

Роспотребнадзором внесены дополнения в список подконтрольных товаров, подлежащих государственной регистрации данным ведомством. Соответствующий приказ о внесении изменений в приказ Роспотребназдора №290 от 20.07.2010 года вступил в силу с 30.12.2011 года. Об этом сообщили в Федеральной службе по защите прав потребителей и благополучия человека.

В новой редакции документа появились следующие виды продукции:
- устройства, оборудование, материалы и техсредства для водоподготовки, применяемые в системах питьевого и хозяйственного водоснабжения
- средства для уходом за полостью рта
- химические и биологические препараты, которые при производстве, хранении и использовании могут быть потенциально опасны для здоровья человека и окружающей среды

Отметим, что для добавленных подконтрольных товаров пока еще не разработаны технические регламенты. В связи с этим, Роспотребнадзор указывает на некоторые аспекты при оформлении свидетельств о государственной регистрации для данной продукции.

Так, среди новых правил выделяется требование о запрете использования в названиях средств, предназначенных для гигиены полости рта, словосочетания «лечебно-профилактическая». Также не допускается в аннотации к средствам по уходу за полостью рта употребление таких слов, как «обезболивающее», «противогрибковое», «антимикробное», «лечит…», «иммунностимулирующее» и подобные. Запрет объясняется тем, что данные характеристики присущи лекарственным препаратам, к которым средства по уходу за полостью рта не относятся. Кроме того, при госрегистрации нельзя указывать два разных лица в качестве производителя и упаковщика/фасовщика. Все операции по производству и подготовке к реализации продукции должно осуществляться на одном предприятии.

Для оформления свидетельства о госрегистрации необходимо придерживаться Положения о порядке оформления Единой формы документа. В нем должны содержаться сведения о безопасности продукции в части ее соответствия гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Процедуры исследования образцов должны проводиться в органах по сертификации и аккредитации. Право выдавать сертификат соответствия данной продукции имеют органы, входящие в Единый реестр испытательных лабораторий.

Напомним, что Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года продлен переходный период, в течение которого разрешается использовать свидетельства старого образца. Срок не имеет конкретных временных рамок и обозначен как «до момента вступления в силу соответствующих технических регламентов Таможенного союза». Также производители должны помнить, что получить новые свидетельства о госрегистрации в соответствии с Единой формой документов можно согласно месту получения свидетельств прежнего образца.

Скоро начнет действовать технический регламент Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий»

С 15 февраля 2012 года вступает в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий» (далее – Технический регламент), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 770. Технический регламент распространяется на выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза пиротехнические изделия.

Таможенный контроль товаров, подпадающих под действие Технического регламента, таможенными органами Российской Федерации с 15 февраля 2012 г. будет осуществляться в соответствии с Положением о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденным Решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 319 «О техническом регулировании в Таможенном союзе», на основании Перечня пиротехнических изделий, указанных в приложении № 1 к Техническому регламенту.

Обращаем внимание, что в соответствии с подпунктом 3.2. Решения Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 770 (далее – Решение) документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации или нормативными правовыми актами Таможенного союза (сертификаты соответствия, декларации о соответствии), выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 августа 2013 года, за исключением таких документов, выданных или принятых до дня официального опубликования Решения, которые действительны до окончания срока их действия.

Со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, ранее установленным законодательством Российской Федерации или нормативными правовыми актами Таможенного союза, не допускается.

По вопросам выполнения требований Технического регламента следует обращаться в МЧС России.

Евразийской экономической комиссией может быть принято решение об утверждении отдельного перечня пиротехнических изделий, в отношении которых подача таможенной декларации должна сопровождаться документом, подтверждающим соблюдение требований Технического регламента, проект которого в настоящее время готовится Минпромторгом России.

В случае принятия такого решения, таможенные органы и заинтересованные лица будут проинформированы в установленном порядке.

Национальный знак качества продуктов может появиться в России

Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" планирует внедрить в России знак качества продуктов питания, который будет размещаться на упаковке и указывать потребителям на высокое качество ее содержимого, сообщил журналистам председатель "Руспродсоюза" Максим Протасов.
Это будет некоммерческий проект, и любой производитель сможет получить "значок" бесплатно, если его продукция соответствует стандартам, принятым отраслевым сообществом. Концепция знака качества может появиться уже к концу этого года. "Мы надеемся, что это конец 2012 года - начало 2013 года", - сказал Протасов.

В настоящее время "Руспродсоюз" уже разработал 12 первых стандартов качества: по мясной продукции, в том числе мясным консервам, по сгущенному молоку, чаю и другим. Сейчас готовятся стандарты по другим продуктам.

По словам Протасова, необходимость саморегулирования связана с тем, что система технических регламентов на уровне Таможенного союза регулирует в первую очередь сферу безопасности продукции, но не качества. "Мы хотим создать уровень съедобного продукта", - отметил Протасов.

При разработке российского знака качества ассоциация взяла за пример опыт зарубежных стран, в том числе Финляндии, где очень высокой репутацией пользуется знак качества "Зеленая ложка". И сами производители заинтересованы получить для себя этот "значок", так как он помогает им заметно поднять продажи.
Для запуска такой системы в РФ нужно не только разработать стандарты, но и организовать сертификационный центр со своей лабораторий, который бы финансировался отраслевыми ассоциациями. Согласно идее "Руспродсоюза", этот центр будет независим в своей экспертизе и будет выдавать знак отличия бесплатно. Производители для получения "значка" подписывают документ, гарантирующий, что они следуют высоким стандартам качества, а сертификационный центр в свою очередь это регулярно проверяет.

"Обсуждаем с нашими госрегуляторами как сделать, чтобы не было барьеров и монополии", - отметил Протасов. Он подчеркнул, что "Руспродсоюз" не хочет повторить негативный опыт некоторых регионов, в которых локальные знаки фактически являются неким заградительными барьерами для входа в регион других производителей.

"Наша задача - просто популяризировать качественную продукцию", - отметил Протасов. "Мы не планируем продавать марки", - добавил он.

На первоначальном этапе "Руспродсоюз" планирует взять на себя организацию сертификационного центра. "В ситуации, когда есть сильная и финансово состоятельная ассоциация, это должно финансироваться ассоциацией. Возможно, такое мы будем делать на примере "Руспродсоюза", - сказал Протасов.
При этом, организация обсуждает эту идею с другими отраслевыми союзами. "Пока мы разработали стандарты качества по тем продуктам, которые производят члены нашей ассоциации. Но мы готовы эти стандарты передать в любой некоммерческий центр для того, чтобы ими пользовались другие участники рынка", - продолжил Протасов. "Центр должен быть выделен отдельно", - добавил глава "Руспродсоюза".
"Мы надеемся на поддержку Минсельхоза и других регулирующих органов при реализации программы качества", - продолжил он.

По словам Протасова, во многих странах такие национальные, некоммерческие знаки качества популяризируются среди населения в том числе за счет господдержки. Это социальная реклама, которая финансируется из федерального бюджета.

Утверждены российские национальные стандарты в области проектного управления

Компания PM Expert (группа «Армада») сообщила о том, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвердило серию российских национальных стандартов в области проектного управления.

К принятым стандартам относятся: ГОСТ Р 54869—2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»; ГОСТ Р 54870—2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов»; ГОСТ Р 54871—2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой». Над созданием стандартов работали специалисты PM Expert и Группы компаний «Проектная Практика».

Утвержденные стандарты содержат основные требования к процессам управления проектом, программой и портфелем проектов. Положения стандартов применимы для различных организаций и любых типов проектов, в том числе на государственном уровне.

Разработка стандартов была начата в 2008 г. по инициативе компаний PM Expert и ГК «Проектная Практика». Для этих целей была учреждена автономная некоммерческая организация «Центр стандартизации управления проектами». Для оптимизации деятельности «Центра» были сформированы три экспертные группы, каждая из которых курировала работу над созданием одного из вышеуказанных стандартов, говорится в сообщении PM Expert.

Все проекты национальных стандартов прошли процедуру разработки, публичного обсуждения, внесения корректировок и передачи финальных версий проектов в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

«Я хотел бы поблагодарить всех коллег, принимавших участие в работе над стандартами. Я рад, что наши усилия и желание изменить управление проектами в России к лучшему увенчались успехом. Введение национальных стандартов является насущным и необходимым решением — это подтверждает и практика развитых стран, и наличие определенных проблем в российском проектном менеджменте», — подчеркнул Александр Кутузов, генеральный директор PM Expert, PMP, PME. По его мнению, установление единых требований по управлению проектами позволит обеспечить одинаковое понимание правил и принципов проектного управления, целей и содержания реализуемых проектов. «Подобное решение в итоге повысит эффективность отдельных проектов и уровень российского проектного управления в целом», — убежден Александр Кутузов.

«Потребность в разработке стандартов в области управления проектами в России значительно возросла в последние годы и это соответствует общемировой тенденции. Подкомитет по стандартизации “Менеджмент проектов” и АНО “Центр стандартизации управления проектами” планируют продолжать разработку серии российских стандартов, обеспечивая согласование данных стандартов с новыми международными стандартами ISO в области управления проектами и привлекая к процессу разработки все заинтересованные стороны», — отметил со своей стороны Алексей Полковников, управляющий партнер ГК «Проектная Практика», президент ассоциации управления проектами «Совнет», руководитель подкомитета «Менеджмент проектов» Росстандарта.

Технический регламент Таможенного Союза на молоко почти готов

Техрегламент Таможенного союза на молоко и молочную продукцию будет утвержден в ближайшее время после завершения процедур доработки и согласования проекта.

Об этом сообщила Алла Архаменко, заведующая отделом нормирования и стандартизации Института мясо-молочной промышленности Научно-практического центра по продовольствию НАН Беларуси. А. Архаменко отметила, что специалисты из института входили в состав рабочей группы и принимали участие в разработке аналогичного технического регламента для ЕврАзЭС. По ее словам, на заключительном этапе подготовки проекта регламента было принято решение об ускоренной разработке соответствующего техрегламента на молоко для Таможенного союза. На уровне трех стран основные положения проекта уже урегулированы. Однако в ходе обсуждения возникли некоторые разногласия на межгосударственном уровне. В связи с этим документ нуждается в доработке.

Возникшие разногласия между сторонами связаны с вопросом о качестве сырья. Как отметила А.Архаменко, Беларусь внесла предложение не устанавливать сортность молока. По мнению белорусских специалистов, показатели молока в техническом регламенте Таможенного союза, взятые за основу, относятся к очень высоким стандартам. Речь идет о показателе российского молока класса экстра. Однако подавляющее большинство производителей Беларуси, Казахстана и России, в том числе, не смогут ему соответствовать. Разработчики от белорусской стороны настаивают на том, что сортность должна остаться прежней, принятой в Беларуси.

Другой спорный вопрос – определения «молока» и «молочного продукта». Как заметила А.Архаменко, в данном направлении более слаженная работа проходит с Казахстаном, в то время как Россия более принципиальна. Напомним, что российские разработчики определяют «молочным напитком» такой продукт, который производится из сухого молока с помощью восстановления. Со своей стороны, производители хотят, чтобы «молочным напитком» стал тот, в котором наряду с сухим молоком используются другие составляющие, направленные на повышение пищевой ценности. Это сыворотка, пищевые волокна, соки и др.

Проект техрегламента ТС на табачную продукцию необходимо доработать

Министерство экономического развития (Минэкономразвития) РФ считает необходимым доработать проект технического регламента Таможенного союза на табачную продукцию и смягчить запрет на надписи на пачках сигарет, создающие впечатление, что они меньше вредят здоровью. Об этом говорится в заключении министерства на проект техрегламента на табачную продукцию.

Согласно проекту техрегламента, информация на пачке не должна содержать любой термин, описание или символику, прямо или косвенно создающих ложное впечатление, что данное табачное изделие является менее вредным по сравнению с другими. В том числе проект подразумевает запрет на использование следующих выражений: "с низким содержанием смол", "легкие", "очень легкие", "мягкие", а также слова однокоренные им, их аналоги на иностранных языках, а также транслитерируемые с иностранных языков на русский аналоги таких слов, знаки и иные обозначения.

Однако, по мнению Минэкономразвития, введение такого запрета затронет и товарные знаки, что приведет к невозможности правообладателей осуществлять свои права на их использование, что противоречит российскому законодательству. "Предлагаемые проектом акта ограничения приведут к нарушению законных прав компании - владельца товарного знака, обесценят ее инвестиционные активы и поставят такую компанию в неравные конкурентные условия по сравнению с другими производителями табачных изделий", - говорится в материалах министерства.

Кроме того, в Министерстве экономического развития полагают, что эти ограничения могут быть интерпретированы как нарушение российской стороной международных обязательств и привести к ухудшению российского инвестиционного климата в целом.

Минэкономразвития считает необходимым доработать формулировку данного положения проекта.

Министерство также не одобрило полный запрет на использование слов или словосочетаний, создающих ассоциацию с пищевыми продуктами, добавками или лекарственными средствами. На рынке табачных изделий присутствует ряд видов продукции, помимо сигарет, которые потребитель выбирает исключительно по ассоциации с пищевыми продуктами - например, кальянные, трубочные и курительные табаки, в которых доля ингредиентов, содержащих вкусоароматическе вещества, может доходить до 80%.

Согласно аргументации, приведенной в оценке, данные изделия относятся к более высокой ценовой категории, которая, как правило, не доступна для лиц подросткового возраста. Кроме того, в случае вступления ограничения в силу может пострадать отечественный производитель подобных продуктов. Минэкономразвития считает, что нужно распространить этот запрет только на сигареты.

В том, что касается предупреждений о вреде курения, министерство считает необходимым использовать европейскую библиотеку предупреждений, во избежание произвольной интерпретации требований из-за разных технических параметров.

На модификацию сигаретных пачек и других упаковок табачных изделий Минэкономразвития предлагает отпустить табачным компаниям не менее 18 месяцев, в течение которых будет действовать переходный период на новые требования.

Требования Министерства экономического развития к разработчикам техрегламента включают в себя объединение понятий сигарилла и сигарита как тождественных, и снятие ограничений по массе сигары и сигариллы.
Напомним, что разработчиком проекта техрегламента выступает Министерство сельского хозяйства (Минсельхоз) РФ.

С 2013 года в России планируется ввести в действие национальную версию стандарта энергетического менеджмента ISO 50001

28 февраля под председательством директора Департамента энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Минэнерго России П.В. Свистунова состоялось заседание Технического комитета по стандартизации «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент» (ТК 039).

В работе ТК 039 приняли участие представители научно-исследовательских учреждений, бизнес-сообщества, профильных органов исполнительной власти, международных организаций по сертификации и общественных объединений.

Участники совещания обсудили проект стандарта ГОСТ Р 50001 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению». Данный проект является национальной версией международного стандарта ISO 50001 Energy management systems - Requirements with guidance for use, который был утвержден Международной Организацией по Стандартизации (ISO) 15 июня 2011 года.

Внедрение в России стандарта энергетического менеджмента призвано улучшать энергорезультативность деятельности компаний, обеспечить доступность информации и необходимых ресурсов для достижения целей и задач по энергоэффективности, поддерживать закупки энергоэффективных продуктов и услуг, а также поддерживать национальные и корпоративные проекты по повышению энергорезультативности. По мнению разработчиков, приведение в соответствие управленческих стратегий российских компаний стандарту ISO 50001 будет способствовать интеграции вопросов обеспечения энергоэффективности в общую концепцию менеджмента организации и повысит прозрачность управления деятельностью компаний.

Участники ТК 039 приняли решение до середины марта текущего года разработать окончательную редакцию проекта стандарта ГОСТ Р 50001, а в апреле вынести проект на утверждение. Введение в действие стандарта ГОСТ Р 50001 планируется с 1 января 2013 года.

Представителем Минэнерго в ТК 039 и ответственным за работу министерства над проектом стандарта ГОСТ Р 50001 назначен заместитель директора Департамента энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Минэнерго России А.И. Кулапин.

Минэкономики отклонило идею создания реестра медицинских изделий

На представленный Минздравом проект постановления правительства о порядке ведения государственного реестра медицинских изделий и производящих их организаций, обязательное ведение которого закреплено в законе «Об основах охраны здоровья граждан», Минэкономики дало отрицательное заключение в рамках оценки регулирующего воздействия.

Бизнес недоволен отсутствием комплексной законодательной базы по медицинским изделиям - до сих пор нет закона об обращении медизделий и технического регламента по их безопасности.

Минздрав продолжает работу над необходимыми нормативными документами, которые делают возможным реализацию на практике принятого в ноябре 2011 года закона «Об основах охраны здоровья граждан». Однако деятельность министерства встретила сопротивление и не нашла поддержки у производителей медизделий после того, как предложенный Минздравом проект постановления правительства «Об утверждении порядка ведения государственного реестра медизделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медизделий» прошел оценку регулирующего воздействия. Напомним, что такую антикоррупционную оценку влияния на бизнес принимаемых законов и нормативных актов в 2010 году запустило Минэкономики.

Представленный Минздравом проект постановления должен реализовать норму ст. 38 «Об основах». Принятый закон делает обязательным реестр медизделий и их производителей в интернете. В реестр, согласно закону, вносятся десять пунктов сведений -- такие как наименование медизделия; дата его госрегистрации; регистрационный номер; срок действия регистрационного удостоверения; назначение медизделия; его вид и прочее. Проект постановления определяет порядок ведения реестра, предоставления из него сведений и закрепляет за Росздравнадзором его ведение.

Документ прошел публичные консультации среди предпринимателей в Торгово-промышленной палате; Российском союзе промышленников и предпринимателей; «Опоре России»; «Деловой России». Как следует из заключения, которое можно охарактеризовать как негативное, предложенный Минздравом нормативный документ вводит «избыточные административные и иные ограничения и обязанности» для предпринимателей и, более того, приводит к необоснованным расходам -- как бизнеса, так и бюджетов всех уровней. Среди претензий Минэкономики к документу -- вопрос о том, каким образом будет осуществлен порядок получения данных о решениях с госрегистрацией медизделий, вносимых Росздравнадзором в реестр. Кроме того, отсутствует порядок исключения из реестра медизделий.

Среди комментариев бизнеса, на которые Минэкономики предлагает Минздраву «обратить внимание»,- позиция компании «Аверон», выпускающей медизделия более 20 лет. В компании, написавшей негативный отзыв на документ, уверены, что проект постановления создаст «очередные системы лицензирования предприятий-изготовителей и регламентирования выпуска на рынок медизделий». При этом расходы бизнеса возрастут - «как минимум отчисления за внесение или изменения в реестре». Проект порядка, по мнению представителей бизнеса, не решит проблему обеспечения безопасности медизделий и не предотвратит выпуск фальсифицированных изделий предприятиями-однодневками. В «Авероне» указывают на отсутствие комплексной законодательной базы по медизделиям и напоминают, что технического регламента «О безопасности медицинских изделий» до сих пор нет.

Российский рынок медизделий оценивается Минпромторгом в 125 млрд. руб. (данные за 2010 год). По поручению правительства Минпромторг только недавно, с лета 2011 года, начал разработку проекта закона «Об обращении медизделий». Документ должен быть представлен к концу 2012 года.

Принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»

В рамках Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Таможенном союзе  принят технический регламент «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011), который вступает в силу с 1 июля 2012 года.

Новый технический регламент распространяется на продукцию, выпускаемую на территории государств-членов ТС в потребительской упаковке, за исключением предназначенной для проглатывания, ингаляции, инъекции или имплантации в тело человека, средства для татуажа, наносимые с нарушением кожного покрова, а также на продукцию, применяемую для диагностики и лечения болезней.

В документе установлены правила идентификации и терминология парфюмерно-косметической продукции, правила обращения на рынке и маркировка продукции, в том числе знаком обращения на рынке ТС установленной формы. Большое внимание уделено вопросам безопасности при производстве  продукции и оценке соответствия требованиям ТР ТС 009/2011, проводимой частично в форме государственной регистрации, частично в форме декларирования, проводимого изготовителем, уполномоченным им лицом или импортером.

Комитетом ТС утвержден перечень стандартов, взаимосвязанных с техническим регламентом, выполнение требований которых обеспечивает соответствие продукции ТР ТС 009/2011. Процедуры оценки соответствия проводятся до размещения продукции на рынке стран ТС, а продукция, не имеющая подтверждающих документов  о соответствии требованиям  ТР ТС 009/2011 и Знака обращения, к ввозу, реализации и применению на территории стран ТС не допускается.

Решение по принятию ТР ТС 009/2011 включает ряд важных положений для изготовителей и потребителей продукции. В их числе - документы о  подтверждении соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами ТС или законодательством государств- членов, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом ТР ТС 009/2011, до дня вступления его в силу, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 июля 2014 года. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования решения о принятии технического регламента,  действительны до окончания срока их действия.

До 1 июля 2014 года допускается производство и выпуск продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами ТС или законодательством государств-членов, при наличии документов о соответствии продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до вступления в силу ТР ТС 009/2011, с маркировкой национальным знаком соответствия. Маркирование такой продукции единым знаком обращения на рынке государств-членов ТС не допускается.

Обращение продукции на территории государств-членов ТС в период действия документов о подтверждении соответствия допускается в течение срока годности продукции, установленного в соответствии с законодательством государства-члена ТС.

Электроснабжение пора стандартизировать

В Министерстве энергетики РФ подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления федеральных стандартов надежности, качества и энергетической эффективности услуг в сфере электроснабжения (услуг по передаче и сбыту электрической энергии)».

Законопроект устанавливает понятие федеральных стандартов надежности, качества и энергетической эффективности услуг по передаче и сбыту электрической энергии, полномочия Правительства Российской Федерации по их утверждению, санкции за неисполнение их требований.

Документ вносит изменения в Федеральные законы № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральные стандарты предполагают обязательные для применения производственные и экономические показатели деятельности сетевых и сбытовых организаций, отражающие степень качества, надежности, энергоэффективности их основной деятельности.

В части энергоэффективности предполагается установление стандартов только для сетевых организаций. К последним отнесены количество и продолжительность перерывов в подаче электрической энергии, а также оперативность их устранения; отношение количества поступивших заявок на технологическое присоединение к числу удовлетворенных заявок; размер резерва свободных мощностей для присоединения новых потребителей; наличие систем обратной связи с потребителями услуг по передаче электрической энергии, в том числе в онлайн режиме; наличие (отсутствие) санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении недискриминационного доступа к естественно-монопольным услугам; системы учета передаваемой электрической энергии, их класс точности и основные характеристики; размер нормативных и сверхнормативных потерь электрической энергии при ее передаче, динамика их снижения.

Для гарантирующих поставщиков электрической энергии и иных энергосбытовых организаций также могут применяться некоторые из указанных показателей, в частности, наличие и количество специализированных центров по работе с потребителями, простота и доступность информации о порядке заключения и исполнения договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии, автоматизация процессов обслуживания клиентов, возможность предоставления дополнительных услуг для потребителей.

Анализ указанных показателей может быть использован при рассмотрении инвестиционных программ и финансовых планов соответствующих организаций, если в их отношении осуществляется государственное регулирование цен (тарифов).

Нарушение обязательных требований федеральных стандартов должностными лицами влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 200 до 500 тысяч рублей. При повторном в течение года нарушении для должностных лиц штраф составит от 40 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 18 месяцев до 3 лет, а на юридических лиц - в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.

В настоящее время законопроект проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти.

Госдума РФ ратифицировала договор о зоне свободной торговли

Госдума на пленарном заседании 20 марта ратифицировала договор о зоне свободной торговли на пространстве СНГ. Документ был подписан государствами-участниками СНГ: Россией, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном и Украиной.

Как заявил глава профильного комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий, ратификация документа необходима, прежде всего, для обеспечения условий для полноценного и эффективного функционирования зоны свободной торговли на пространстве Содружества независимых государств и создания благоприятной интеграционной среды на основе норм ВТО. "Это важнейший договор для всей экономической интеграции на пространстве СНГ на годы вперед", - отметил он.

В договоре предусматриваются положения, гарантирующие недискриминационное применение правил нетарифного регулирования, предоставление национального режима, а также четкие, соответствующие мировой практике правила в области субсидирования. Принципиально важным отличием договора от действующих на пространстве СНГ соглашений, по словам Слуцкого, является наличие инструмента принуждения сторон, нарушающих договоренности, к выполнению своих обязательств.

Замглавы Минэкономразвития Алексей Лихачев подчеркнул, в свою очередь, что соглашение абсолютно коррелировано с базовыми принципами ВТО. "Более того, договор зачастую распространяет свои действия не только на торговлю товарами, но и на торговлю услугами", - подчеркнул он. Крайне важным фактором, продолжил Лихачев, является отражение принципов не только товарооборота, но и применение мер торговой защиты, то есть защитных специальных антидемпинговых мер. "Это значит, что обозначены основные принципы выделения государственных субсидий, как в области промышленного производства, так и сельского хозяйства, применение мер технического, санитарного и фитосанитарного регулирования, и основные принципы базового и таможенного администрирования", - пояснил замминистра.

Лихачев также отметил заложенную в договоре возможность вводить оперативно ответные меры в случае, если один из участников заключает профиденциальные соглашения с третьими странами. "Яркий пример - Украина или Молдова. Если они начинают заключать и реализовывать зону свободной торговли, например, со странами Евросоюза и при этом мы - участники договора - считаем, что это наносит ущерб, то возможно в части торговли этими товарами введение импортных пошлины", - пояснил он, назвав это "очень серьёзным положением, направленным на концентрацию интересов внутри зоны свободной торговли СНГ".

Кроме того, по словам Лихачева, договором "фактически впервые в международном праве признание получает Таможенный союз". "Прописано, что не только государства - члены договора, но и Таможенный союз /Россия - Беларусь – Казахстан/ также обладает равными правами", - пояснил замглавы Минэкономразвития.

Договор окончательно вступит в силу через 30 дней после получения последней ратификационной грамоты.

Страны – члены ТС решили оснащать автомобили системой экстренного вызова

Россия с 2013 года будет оснащать все легковые автомобили, выпускаемые на ее территории, новой системой экстренного реагирования в аварийных ситуациях «ЭРА ГЛОНАСС». Страны Таможенного союза в апреле этого года тоже начнут обсуждать поправки в технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», которые предполагают оснащение автомобилей такой системой при их производстве, начиная с 2014-2015 годов.

В первую очередь это коснется выпуска легковых и малотоннажных коммерческих грузовых автомобилей.

Выбранные сроки позволят одновременно запустить отечественную систему «ЭРА ГЛОНАСС» и ее аналог в Евросоюзе – систему оперативных экстренных служб еCall. Для всестороннего изучения этого вопроса создана рабочая группа, председательствовать в которой будет президент группы «ГАЗ» Б. Андерссон. У него уже есть опыт организации и распространения американской родственной системы OnStar.

За прошлый 2011 год в РФ по данным правительства случилось около 200 000 ДТП, в которых смертельные травмы получили около 28 000 человек, и еще свыше 250 000 оказались в больницах. Большинство людей погибает в первый час после аварии, поэтому тревожная кнопка «Эра ГЛОНАСС» автоматически передаст в диспетчерский пункт точные координаты автомобиля. Диспетчер немедленно пошлет к месту ДТП машины МЧС, ГИБДД и «Скорой помощи». Такая оперативность может спасти от смерти 10-12% лиц, находящихся в тяжелейшем состоянии, и уменьшить тяжесть последствий ДТП на 15%.

Часть финансового бремени по созданию коммуникационной инфраструктуры системы «ЭРА ГЛОНАСС» государство возьмет на себя. В первую очередь это коснется организации служб экстренного реагирования на аварии, которые получат дополнительные возможности оперативного прибытия на место ДТП для спасения людей и оказания первой медицинской помощи. А монтаж тревожной кнопки «Эра ГЛОНАСС» на автомобили при их сборке должны взять на себя производители. Причем это относится и к зарубежным компаниям, построившим заводы по сборке своих автомобилей на территории стран Таможенного союза. Этапы внедрения этой системы можно отслеживать в интернете. Разработка сайтов уже началась.

На сегодняшний день в продаже есть устройства, которые принимают сигналы и с российских спутников ГЛОНАСС, и с американских GPS, причем и зарубежных производителей. На следующем этапе унификация для штатных бортовых систем российского и иностранного производства будет только увеличиваться. Участники совещания уверены – обязательное внедрение системы «ЭРА ГЛОНАСС» не сильно повлияет на увеличение стоимости автомобилей, но сохранит тысячи жизней.

Страны Таможенного союза могут отменить термин "молочный напиток"

Страны Таможенного союза - Россия, Белоруссия и Казахстан - обсуждают возможность отказаться от термина "молочный напиток", вместо него может вернуться понятие "восстановленное молоко", сообщил замминистра промышленности и торговли РФ Владимир Саламатов на форуме "Российская розничная торговля".

Соответствующую классификацию планируется принять в рамках техрегламента Таможенного союза на молоко и молочную продукцию.

"Мы ведем дискуссию в Таможенном союзе о том, что, может быть, отказаться от такой классификации, как молоко и молочный напиток. И мы, наверное, просто перейдем к оценке реальной безопасности в этом техрегламенте, и, может быть, согласимся на термин "восстановленное молоко", - сказал он.

Как пояснил Саламатов, существующие методы исследований, которые должны подтверждать, изготовлен ли тот или иной продукт с применением сухого молока, не позволяют достоверно определить этого.

Российский техрегламент на молоко и молочную продукцию был принят в конце 2009 года, и именно в нем был введен вызвавший множество споров термин "молочный напиток", который обозначает молоко, изготовленное с использованием сухого молока. На основе российского молочного техрегламента был разработан соответствующий наднациональный техрегламент Таможенного союза.

При вступлении в силу молочного техрегламента в РФ, как сообщил Саламатов, был зафиксирован факт, что техрегулирование в молочной отрасли было в значительной степени использовано производителями в целях повышения цен. "Потому что понятно, что натуральное молоко должно стоить дороже, чем молочный напиток. И такое ощущение, что абсолютно все прекратили пользоваться порошком для производства молока", - заметил он.
Саламатов также сообщил, что принято решение о единовременном вступлении в силу всех техрегламентов Таможенного союза по пищевой продукции. "Это состоится 1 июля 2013 года. К этому моменту, мы надеемся, все производители реально подготовятся", - сказал он.

Замминистра сообщил, что весь пакет техрегламентов по пищевой продукции планируется принять до сентября текущего года. Переходный период для производителей для адаптации к наднациональным техрегламентам Таможенного союза будет составлять примерно два года.

Минсельхоз РФ внес в правительство законопроект "О ветеринарии"

Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз) внесло в правительство РФ законопроект "О ветеринарии". Как говорится в сообщении ведомства, данный проект федерального закона "О ветеринарии" доработан с учетом предложений и дополнений заинтересованных ведомств.

А также общественных организаций, профильных союзов и агробизнеса в части перераспределения полномочий в области ветеринарии между уровнями исполнительной власти, и синхронизации предлагаемого перераспределения полномочий с международными ветеринарными нормами и правилами, в том числе, в рамках Таможенного союза и ВТО.

По мнению Минсельхоза, принятие законопроекта будет способствовать совершенствованию правового регулирования отношений в области ветеринарии, более эффективной реализации государственной политики в данной сфере, а также устранению избыточных административных барьеров для хозяйствующих субъектов. В министерстве также считают, что принятие законопроекта позволит повысить уровень ответственности и профессиональной подготовки ветеринарных специалистов, что создаст условия для более эффективного обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в РФ.

Напомним, что еще в январе 2012г. первый заместитель председателя правительства РФ Виктор Зубков поручил в двухнедельный срок представить в правительство законопроект "О ветеринарии". В.Зубков отметил, что регионам следует существенно пересмотреть подход к ситуации. По его словам, в работе субъектов РФ, их контрольных служб имеются многочисленные нарушения, что подтверждают результаты проверочных мероприятий, которые регулярно проводит Генеральная прокуратура. Так, сообщил В.Зубков, количество нарушений, выявленных Генеральной прокуратурой только в ноябре прошлого года, составило в Краснодарском крае 550, в Ростовской области - 320, в Курской - 250.

Главные причины, которые приводят к распространению заболевания, - отсутствие системной работы ветеринарных служб на местах, халатное отношение со стороны руководителей муниципалитетов, районов и ряда областей, грубейшие нарушения элементарных ветеринарных норм и правил. "Зачастую налицо недопонимание опасности, а иногда и сознательное сокрытие случаев заболевания со стороны местных ветеринарных служб.

Правоохранительные органы обязаны незамедлительно принимать жесткие меры реагирования, своевременно применять соответствующие статьи Уголовного кодекса, предусматривающие наказания за нарушение правил ветеринарного содержания животных, халатность. Надо пользоваться и наказывать, доводить до соответствующих судебных решений. Должна быть выстроена и работать вся система профилактических, жестких контрольных мер", - подчеркнул В.Зубков.

Евразийская комиссия одобрила три технических регламента

На очередном заседании коллегии Евразийской экономической комиссии под председательством Виктора Христенко были одобрены для принятия на совете ЕЭК три технических регламента - "О безопасности мебельной продукции", "О безопасности маломерных судов", "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания".

Регламент «О безопасности мебельной продукции» разрабатывался в 2011 году с целью создания безопасных условий при производстве, а также эксплуатации мебели в быту. Документ определяет требования к качеству мебельной продукции, правила проведения сертификации и другие нормы.

Техрегламент «О безопасности маломерных судов» разрабатывался МЧС России. Данный документ позволит развить инфраструктуру флота и наладить эффективный государственный контроль в сфере безопасного использования маломерных судов. Кроме того, новые требования позволят улучшить контроль за безопасностью людей на водных объектах, пляжах и базах судов.
В свою очередь, технический регламент «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» был разработан Казахстаном. Документ содержит требования касательно безопасности продукции детского и диетического питания, а также правила производства и обращения на рынке ТС, порядок выдачи сертификатов соответствия и других разрешительных документов. Одним из них запрещается использование ГМО-сырья, замороженного мяса для производства продукции для беременных и кормящих женщин.

Член Евразийской комиссии Валерий Корешков, министр по вопросам технического регулирования, отметил, что в ближайшее время комиссия рассмотрит и другие техрегламенты, прошедшие внутригосударственное согласование в странах-членах ТС.

Напомним, на текущий момент в Таможенном союзе уже принято 24 техрегламента. Семь из них вступят в силу уже в этом году. Более десяти документов находятся на разной стадии разработки, в том числе проходят публичное обсуждение и внутригосударственное согласование.

Дискуссия сблизила позиции бизнеса и власти в сфере метрологии

При поддержке Министерства промышленности и торговли РФ и Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в Москве состоялась третья всероссийская научно-практическая конференция по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Её участники обсудили основные положения государственной политики и проекты нормативно-правовых актов в метрологической сфере, а также вопросы взаимодействия федеральных органов власти и бизнеса в интересах отечественной экономики.

Первый заместитель председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов сообщил, что в прошлом году было рассмотрено 92 проекта нормативных документов, в том числе 55 проектов технических регламентов РФ, Таможенного союза и ЕврАзЭС. По ним поступило более 950 экспертных заключений. В результате исключён параллелизм в разработке национальных технических регламентов, регламентов ЕврАзЭС и Таможенного союза. Внесены поправки в Налоговый кодекс РФ в части признания затрат предприятий на разработку национальных стандартов в качестве обоснованных расходов, включаемых в затраты на производство товаров и услуг. Это значительно активизировало участие промышленности в работах по стандартизации. Впервые с начала реформы технического регулирования установлена ответственность за невыполнение требований технических регламентов и недобросовестную сертификацию. Соответствующие поправки внесены в Кодекс РФ об административных нарушениях.

Дискуссия носила полемический характер, что только сблизило позиции представителей промышленности и федеральных органов исполнительной власти в сфере метрологии и единства измерений. Решено, в частности, для успешного применения технических регламентов Таможенного союза:

· создать механизм ускоренного внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза и их доказательную базу;
· разработать программу по информированию широких кругов промышленности о применении технических регламентов и сопутствующих им документов;
· обеспечить полноправное участие промышленности в разработке, принятии и внедрении технических регламентов.

Союз пивоваров России хочет обезопасить пиво

Союз пивоваров России высказался за разработку отдельного техрегламента Таможенного союза на пиво. О чем сообщили на состоявшемся в минувший четверг «круглом столе» в Совете Федерации.

Исполнительный директор Союза пивоваров Алик Туйгунов предложил разработать технический регламент на пивную продукцию, где проработать все особенности и нюансы производства пива. Это позволит максимально обезопасить продукт для потребителя и защитит от фальсификата. Для работы над проектом А.Туйгунов хочет привлечь экспертов стран Таможенного союза. Такой техрегламент может быть разработан в кратчайшие сроки, если за его основу взять федеральный закон РФ «О техническом регламенте РФ на пивоваренную продукцию».

Необходимость разработки отдельного техрегламента А.Туйгунов мотивировал тем, что в последние годы в России резко сократилось производство пива, что обусловлено изменившейся законодательной базой РФ в этой отрасли. Так, оказавшим наибольшее влияние на отрасль законом стал Федеральный закон от 18 июля 2011 года, приравнявший пенный напиток к крепкому алкоголю. Из-за этого многие требования, предъявляемые к крепкому алкоголю, были перенесены на пиво. Пагубное воздействие на пивную индустрию оказали и требования, связанные с хранением пива. Новые нормы подразумевают серьезное техническое переоснащение, на реализацию которого производителям не дали достаточно времени.

В то же время спрос на пиво растет. И с целью предотвращения появления на рынке контрафактной продукции, без сертификата соответствия и другой разрешительной документации, гарантирующей качество продукции, необходимо принять новый регламент.

Инициативу А. Тугуйнова поддержал и исполнительный директор Белорусского союза пивоваров Владислав Скребцов. Он также добавил, что техническое регулирование в области пивоварения должно быть направлено на рост конкурентоспособности производителей как внутри союза, так и за его пределами, на внешнем рынке. В.Скребцов отметил, что текущая редакция технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции» по многим аспектам противоречит общепринятым нормам ВТО и Евросоюза.

В ходе заседания свою точку зрения высказал и президент Союза пивоваров Казахстана Бексултан Меирбеков. Он отметил, что подготовку наднационального закона следует синхронизировать с изменением национального законодательства.

Отметим, что «круглый стол» был посвящен готовящемуся техрегламенту «О безопасности алкогольной продукции», обсуждению возможных последствий от его принятия и общей оценке сложившейся ситуации в отрасли.

Актуальные коды

В контексте вступления Российской Федерации в ВТО вопрос гармонизации национальных норм технического регулирования в области строительства с европейскими нормативами приобретает особую значимость.
Это одно из основных условий успешной интеграции, обеспечивающее возможность выхода на глобальный рынок. Кроме того, обращение к опыту европейских стран позволит интенсифицировать внедрение инновационных технологий на российской почве.

Национальные объединения саморегулируемых организации в области инженерных изысканий, проектирования и строительства во взаимодействии с Министерством регионального развития РФ последовательно реализуют комплексную программу по нормативному обеспечению реализации положений Федерального закона «О техническом регулировании» (ФЗ № 384), который предусматривает практически полное обновление нормативной базы строительной отрасли.

Данная программа включает в себя три основных направления. Первое – это создание перечней нормативов обязательного и добровольного применения. Второе – актуализация СНиП, национальных и межгосударственных стандартов, стандартов саморегулируемых организаций. Третье – гармонизация российских норм с европейскими и международными документами.

За 2010 год актуализировано 22 СНиП. В 2011 году силами национальных объединений организована актуализация 176 национальных и межгосударственных стандартов, 83 СНиПов обязательного применения, 10 межгосударственных строительных норм, более 10 СНиПов добровольного применения. Кроме того, Национальное объединение строителей реализует программу подготовки стандартов для саморегулируемых организаций.
Масштабный проект по гармонизации российских и европейских норм ориентирован на адаптацию опыта западных стран к локальным условиям. База еврокодов, включающая в себя сами принципы проектирования, классификацию материалов, и расчетные методики во многом отличается от системы, используемой в России. Это связано как с отличиями в концепции по формированию требований, так с различиями чисто физического характера – иным климатом и другими геофизическими условиями. Одна из основных задач проекта гармонизации – интеграция западных и российских нормативов на основе глубокого анализа, позволяющего оценить их взаимное соответствие и применимость для нашего строительного комплекса.

Проект предусматривает принятие европейских норм в качестве национальных стандартов и сводов правил с национальными приложениями, аттестацию программного обеспечения, сопоставительный анализ результатов применения стандартов и затрат на строительство, организацию обучения экспертов, персонала и студентов вузов и т.д.

К сожалению, несмотря на все успехи в области совершенствования технического регулирования, в этой сфере также есть свои трудности.

Существуют проблемы, связанные с противоречиями технического регламента о безопасности зданий и сооружений с другими законодательными актами, такими как Градостроительный кодекс, законы «Об энергосбережении», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», технические регламенты о требованиях пожарной безопасности, о безопасности лифтов и т.п.

Ожидалось, что правовые коллизии можно будет разрешить в ходе подготовки технических регламентов Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. В декабре 2011 года технический регламент Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» был представлен на внутригосударственное согласование. В ходе обсуждений представители строительной отрасли высказали целый ряд замечаний к документу.  В частности, строители отметили, что техрегламент содержит противоречия с ранее принятым и вступившим в силу базовым соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования касательно статуса и возможности применения СНиП, а также не предоставляет четких и прозрачных требований к строительным материалам и изделиям. Для устранения противоречий, по мнению строителей, требуется отразить в документе специфику технического регулирования в строительстве.
Члены российского строительного сообщества, отраслевые эксперты выразили готовность к участию в экспертизе проектов технических регламентов Таможенного союза, к работе в технических комитетах по стандартизации. Строители готовы искать новые механизмы взаимодействия с создаваемыми наднациональными государственными органами власти в совместной деятельности по созданию единой системы техрегулирования стран Таможенного союза.

Благодаря активной деятельности профессионального сообщества, Правительство РФ поддержало идею разработки изменений в базовое соглашение с целью отражения в нем специфики техрегулирования в строительной отрасли. Если данные изменения будут одобрены, потребуется актуализировать большое количество  строительных норм и правил и межгосударственных стандартов в области строительства.

Минералку очистят от фальсификата

С 1 июля 2012 года вступает в силу новый стандарт ГОСТ Р 54316-2011 "Воды минеральные природные питьевые. Общие технические условия", который призван "очистить" минеральную воду от фальсификата, объясняет председатель правления Национального института технического регулирования Дмитрий Петров.

В отличие от предыдущего стандарта (1988-го года) документ устанавливает более четкое определение термина  "природная минеральная вода", приводя его в соответствие с международными подходами, в частности зафиксированными в Европейской директиве и Кодексе Алиментариус.  Это многое меняет.

Сейчас, исходя из действующих нормативных актов, довольно трудно определить, что относится к минеральной воде, а что нет. К примеру, Росстат делит минеральные воды на неподслащенные, неароматизированные и искусственно минерализованные. Хотя во всем мире, если в минеральную воду добавлен сахар или ароматизатор, называть такой напиток минеральной водой уже нельзя. А искусственная минерализация минеральных вод и есть собственно  фальсификация.

В стандарте также установлено, что к минеральным водам не относятся смеси различных вод. Например, "букет" из двух и более минеральных вод либо минеральная вода, разбавленная водопроводной, теперь не может считаться минеральной, как это было до сих пор.

Во всем  мире, говорит Петров, различают два принципиально разных продукта - природная минеральная вода и бутилированная питьевая. Первая должна быть исключительно подземного происхождения и разливаться в бутылки без обработки или с минимальной обработкой (такой, чтобы не изменить ее свойств). Источником же питьевой бутилированной воды может служить любая вода (из реки, озера и т.д.), ее можно обрабатывать любыми способами. Главное, чтобы она была безопасной.

Важно, что стандарт содержит  определение термина "столовая минеральная вода" (низкой минерализации).  Эта категория минералки широко представлена в магазинах и пользуется повышенным спросом, а определение нигде  не дано, что также создает путаницу и возможности для "легальной" фальсификации.

Еще один  существенный пункт - ограничения на обработку минеральных вод. Такая обработка не должна менять исходных свойств воды. Раньше подобные условия не оговаривались.

Кроме того, документ запрещает использовать в названии минеральной воды наименование географического объекта, если вода не имеет к нему отношения. Например, нельзя воду, которая добывается в Подмосковье, называть "Байкальской" или "Алтайской".

Этот пункт до сих пор вызывает споры в регионе Кавказских минеральных вод, поскольку с 1 июля производители "Ессентуков", которые разливают минеральную воду не из скважин Ессентукского месторождения, должны перестать это делать либо поменять название.

Правда, поясняет Петров, и сейчас название "Ессентуки" используется такими производителями незаконно, поскольку "Ессентуки" - зарегистрированное наименование места происхождения товара и использовать его имеют право только производители настоящих "Ессентуков".

Тем более удивительно, что администрация региона Кавминвод неожиданно встала на защиту производителей поддельных "Ессентуков" и настаивает на отмене или изменении этого положения стандарта.

«Роснано» поможет предприятиям в подготовке документов для выхода на рынок

Фонд инфраструктурных и образовательных программ ОАО «Роснано» планирует помогать всем компаниям в плане подготовки нормативно-технической документации, необходимой для свободного обращения на рынке нанотехнологической продукции.

Такое решение было принято в ходе очередного заседания Наблюдательного совета Фонда инфраструктурных и образовательных программ. Решение принято в соответствии с концепцией фонда «Роснано» о нормативно-технической деятельности организации.

В частности, согласно утвержденному документу, Концепция определяет основные направления деятельности Фонда в сфере стандартизации, сертификации нанопродукции, обеспечения ее безопасности и технического регулирования. Основной задачей Фонда станет помощь в подготовке базового комплекта нормативно-технических инструментов для нанопредприятий, которые необходимы для свободного выхода на рынок и обращения в нем нанопродукции. Среди них: подготовка сертификатов соответствия, подтверждающих заявленные технические характеристики продукции, национальных стандартов, а также заключения Роспотребнадзора о безопасности технологии и продукции. Помимо этого, Фонд будет принимать участие в разработке технических регламентов Таможенного союза в своей и смежных отраслях.

В сообщении «Роснано» указывается, что показателем эффективности работы будет увеличение числа производств, для которых будет подготовлен полный комплект нормативно-технических документов.

В целом, на заседании Совет утвердил план деятельности Фонда вплоть до 2015 года. Документ определяет цели и миссию Фонда инфраструктурных и образовательных программ, а также источники финансирования.

Так, основополагающей задачей Фонда является всяческое содействие развитию инновационной инфраструктуры, подготовка высококвалифицированных кадров для работы в отрасли, снижение административных барьеров, препятствующих свободному обращению на рынке нанопродукции, а также развитие институтов коммерциализации.
Что касается финансирования, то в ближайшие четыре года это будут по-прежнему бюджетные субсидии. В Концепции изложены конкретные планы по введению бюджетных средств в работу.

Минздравсоцразвития утвердило страшные картинки для сигаретных пачек

Минюст 10 мая зарегистрировал приказ «Об утверждении предупредительных надписей о вреде курения, сопровождаемых рисунками», сообщила пресс-служба Минздравсоцразвития. Документ утверждает графические изображения о вреде курения, которые будут размещаться на упаковках сигарет, изготовители и импортеры в течение года должны внести изменения на потребительскую тару табачных изделий.

Россия занимает первое место в мире по уровню распространенности потребления табака, приведены в сообщении слова министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой (она ссылается на данные исследования Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака»): всего курят 43,9 млн россиян (39,1% от общего количества населения). Ежегодно около 400 000 россиян умирают от болезней, которые вызваны курением.

В 2008 г. Россия присоединилась к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе с курением. По ней на каждой пачке и упаковке табачных изделий должны содержаться «предупреждения о вреде для здоровья, описывающие пагубные последствия использования табака». С июля 2010 г. требования к предупреждениям о вреде курения на упаковках табачных изделий определяет техрегламент на табачную продукцию. По нему Минздравсоцразвития не чаще раза в год может менять эти надписи, а также устанавливать новые предупредительные надписи.

Благодаря реализации конвенции показатель курения среди россиян в долгосрочной перспективе снизится на 10-15%, отмечает министр.

Кроме того, министерство подготовило проект закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». Он предусматривает меры по сокращению спроса и предложения на табак и табачные изделия. В их числе: установление минимальных розничных цен на табачную продукцию; запрет рекламы табака; запрет розничной продажи табачных изделий с выкладкой и демонстрацией табачных изделий в торговом объекте; запрет на использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным компаниям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности.

Также предусмотрено введение запрета стимулирования продажи табачных изделий и спонсорства (не допускается распространение табака и табачных изделий среди населения бесплатно, применение скидок к цене табачных изделий, спонсорство табачными компаниями).

Для снижения доступности табачных изделий предлагается установить ограничения оптовой и розничной торговли табачными изделиями: ужесточить требования к площадям торговых точек, которые торгуют табачной продукцией, а их продажу осуществлять без выкладки (покупатель сможет выбирать товар по специальному прейскуранту).

Также предлагается поэтапно запретить курение на рабочих местах, организованных в закрытых помещениях, и в большинстве общественных мест (в том числе в закрытых помещениях ресторанно-гостиничного бизнеса, на пассажирском транспорте, зонах обслуживания пассажиров, у входов в вокзалы, порты, станции метрополитена и аэропорты на расстоянии 10 м от входа; в помещениях, предназначенных для оказания бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания и рынков, на территориях детских площадок и пляжей). Во время переходного периода курение будет разрешено в специально оснащенных местах.

В Минэкономразвития придумали, как эффективнее разрабатывать законы

С октября все нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти должны выноситься на публичное обсуждение, а результаты в режиме онлайн и в формате «единого окна» можно будет отслеживать на специальном сайте.

Эксперты надеются, что новая процедура поможет исправить недостатки уже проводящейся оценки регулирующего воздействия правительственных документов.

Министерство экономического развития запускает новый интернет-портал, который станет первой площадкой для публичного обсуждения федеральных документов. В опубликованном постановлении правительства оговаривается, что до момента начала работы портала, документы будут публиковаться на интернет-сайтах профильных ведомств, которые и будут принимать заявления от заинтересованных лиц.

По словам замминистра экономического развития Олега Фомичева, портал станет «фактически доской объявлений, на которой сосредоточена вся нормотворческая деятельность правительства. Зайдя на этот сайт, можно увидеть все проекты нормативных актов, которые разрабатываются, на какой они стадии находятся». Публичное обсуждение — один из механизмов института оценки регулирующего воздействия. В России ОРВ существует с 2010 года. Оценка регулирующего воздействия проводится при разработке документов, которые регулируют отношения в сфере организации государственного контроля и надзора, оценки соответствия или безопасности процессов производства, например, технических регламентов.

Закон уже обязывает проводить публичные консультации  только по вопросам разработки технических регламентов на ту или иную продукцию и связанными с ней процессами проектирования, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Проекты перечисленных документов сегодня публикуются на сайтах различных ведомств. С запуском портала все документы будут собраны в единую базу данных.

В постановлении о запуске портала  расширяется и спектр тех документов, которые подвергаются публичному обсуждению. Теперь открытое публичное обсуждение будет проводиться относительно  документов, не отнесенных к сфере технического регулирования, а устанавливающих требования к безопасности работ, услуг и процессов.
Предполагается, что подготовка любого проекта нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, будет состоять из трех этапов. Сначала разработчик при помощи портала будет уведомлять о начале подготовки проекта, кратко излагая его суть и цель. С этого момента стартует публичное обсуждение, которое не может длиться менее 15 календарных дней. По итогам, но не позднее двух месяцев после окончания обсуждения, разработчик делает сводную таблицу поступивших предложений и заявлений. На ее основе принимается решение о  целесообразности дальнейшей работы над проектом документа. Готовый проект снова подвергается публичному обсуждению и экспертной оценке. Срок не может составлять меньше 30 календарных дней. На последнем этапе проект нормативного акта и сводная таблица предложений, поступивших в рамках публичного обсуждения, направляются в Минэкономразвития для проведения оценки регулирующего воздействия, итоги которой также публикуются на едином портале.

Новые правила регистрации деклараций о соответствии требованиям технических регламентов

1 июня 2012 года вступают в силу новые правила регистрации деклараций о соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза. Соответствующий Приказ Министерства экономического развития №76 утвержден 21 февраля 2012 года. Также устанавливается Порядок формирования и ведения единого реестра деклараций о соответствии.
Документы устанавливают единые правила регистрации деклараций о соответствии требованиям техрегламентов, а также правила ведения единого реестра. Так, согласно новым правилам, заявитель может сам выбрать, куда подать заявление на проведение процедуры сертификации: в аккредитованный орган по сертификации либо в Федеральную службу по аккредитации. Сделать это он может лично или заказным письмом в контролирующий орган. В дальнейшем орган самостоятельно передает заявление в Службу. Заявитель также может обратиться в Службу, предоставив заявление в электронной форме через Интернет.
Регистрация декларации проводится в течение трех дней. Декларации присваивается номер и вносятся сведения о ней в единый реестр.

В случае прекращения действия декларации о соответствии заявитель обязан предоставить соответствующее направление в Службу. Дальнейшие действия Службы по удалению номера декларации из реестра и перенаправлению ее в архив осуществляются также в течение трех рабочих дней. Информация о выдаче заявителю предписания о прекращении действия декларации направляется в Службу органом государственного контроля.

Кроме этого, в документе определяется порядок оформления и ведения единого реестра. В частности, в нем описывается схема декларирования продукции, орган, который проводил процедуру сертификации, а также срок действия документа.

Формирование реестра включает в себя сбор сведений о зарегистрированных декларациях о соответствии требованиям технических регламентов, прекращении, возобновлении либо приостановлении их действия. В целом, ведение реестра осуществляется на условиях недопущения несанкционированного доступа к нему. Помимо этого, регламентируется порядок предоставления сведений из единого реестра.

Напомним, в настоящее время действует Постановление от 25 декабря 2008 года №1028 «Об утверждении Положения о формировании и ведении единого реестра деклараций о соответствии, регистрации деклараций о соответствии, предоставлении содержащихся в указанном реестре сведений и об оплате за предоставление таких сведений», которое упраздняется в день вступления в силу нового приказа.
Форма ответов
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Файл