МДС 13-5.2000. Прокладка инженерных коммуникаций
ВопросСогласно МДС 13-5.2000 п. 6.7: «При производстве строительных работ строительные и другие организации обязаны:
- выкопку траншей при прокладке инженерных коммуникаций производить в соответствии с пунктом 4.6.11″.
В указанных пунктах (4.6-11) нет ни слова про инженерные коммуникации. Почему? Возможно размещенный в базе данных текст не соответствует оригиналу?
В то же время в Постановлении Правительства Москвы от 27 февраля 2007 г. N 121-ПП. пункт 9.8: «При производстве строительных работ строительные и другие организации обязаны: выкопку траншей при прокладке кабеля, канализационных труб и прочих сооружений производить от ствола дерева при толщине ствола до 15 см на расстоянии не менее 2 м, при толщине ствола более 15 см — не менее 3 м, от кустарников — не менее 1,5 м, считая расстояние от основания крайней скелетной ветви».
ОтветРазмещенный в базе текст соответствует оригиналу. Ссылка на данные пункты в нормативе дана с целью показать необходимость оформления отдельных документов и актов при сдаче работ. Данный норматив носит рекомендательный характер.
Используемые нормативные источники:1.МДС 13-5.2000
2.Постановление Правительства Москвы от 27 февраля 2007 г. N 121-ПП
3.Приказ 153 Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации
Каким документом руководствоваться при проектировании объектов МРСК?
ВопросВ соответствии с приказом ОАО «ФСК ЕЭС» от 21.04.2010 года №265 РД 34.20.116-93 отменен 21.04.2010 с введением в действие СТО 56947007-29.240.044-2010, хотя в базе РД имеет статус «C 29.06.1993 действует».
Каким документом теперь руководствоваться при проектировании объектов МРСК?
ОтветРД 34.20.116-93 был разработан РАО «ЕЭС России» и принят в 1993 году. Данный акт является локальным и относится к сетям данной организации. Сведений об официальной отмене данного акта опубликовано не было.
СТО 56947007-29.240.044-2010 приняло и разработало ОАО «ФСК ЕЭС». СТО тоже является локальным и применяется к сетям данной организации, ранее ОАО «ФСК ЕЭС» пользовалось РД 34.20.116-93.
Обращаем внимание, что данные акты являются локальными и распространяются внутри организации, принявших данные акты, в части противоречащей национальным правилам и стандартам не действуют, так как национальные правила и стандарты, принятые министерствами и правительством РФ, являются более императивными по отношению к локальным актам.
Используемые нормативные источники:1.РД 34.20.116-93
2.СТО 56947007-29.240.044-2010
3.Гражданский кодекс РФ
Источники наружного противопожарного водоснабжения
ВопросРазъясните пункт 4.1. СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» и статью 68 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Что является источниками противопожарного водоснабжения и водными объектами?
ОтветКак правило, источниками противопожарного водоснабжения населенных пунктов служат гидранты, расположенные в колодцах сетей водоснабжения. Пожарный водопровод проектируется или в составе единого целого с хозяйственно-питьевым водопроводом, или как отдельная ветка (второй вариант сейчас востребован при проектировании новых небюджетных поселков).
Что касается водных объектов, то к ним относятся резервуары пожарные (открытые, подземные) различной кубатуры, озера природные или искусственные.
Используемые нормативные источники:1.СП 8.13130.2009
2.Федеральный закон № 123 от 22.07.2008 года
3.Приказ МЧС РФ № 640 от 09.12.2010 года
Руководство по проектированию аэропортов местных воздушных линий
ВопросОтменен документ «Руководство по проектированию аэропортов местных воздушных линий».
Чем необходимо руководствоваться вместо него?
Ответ1. Действие настоящего руководства распространяется на проектирование новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих аэропортов местных воздушных линий (МВЛ).
Примечание. Проектирование аэропортов МВЛ должно осуществляться согласно «Нормам технологического проектирования аэропортов» ВНТП 1 для аэропортов V класса.
2. При проектировании зданий, сооружений и оборудования аэропортов МВЛ, наряду с настоящим документом, следует руководствоваться нормами годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов, требованиями соответствующих нормативных и инструктивных документов, утвержденных или согласованных с Госстроем СССР и МГА.
3. При проектировании отдельных объектов, зданий и сооружений следует использовать ведомственные нормы технологического проектирования отдельных сооружений аэродромов, аэровокзалов, цехов бортового питания, грузовых комплексов, объектов авиатопливообеспечения, управления воздушным движением, радионавигации и посадки, светосигнального и электрического оборудования, систем посадки, аэропортовой электросвязи, командно-диспетчерских пунктов, авиационно-технических баз.
Используемые нормативные источники:1.Руководство по проектированию аэропортов местных воздушных линий
Определение категорий трещиностойкости
ВопросВ ГОСТ 31384-2008 «Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии» (табл. Г. 4) и в СП 28.13330.2012 «Защита строительных конструкций от коррозии» (пп. 5.4.16, 5.4.17, табл. Ж. 3) указаны категории трещиностойкости.
Подскажите, пожалуйста, где в современных нормах дано определение категорий трещиностойкости, аналогичное данному в п. 4.1 пособия к СНиП 2.03.01-84 «Пособие по проектированию предварительно напряженных железобетонных конструкций из тяжелых и легких бетонов», часть II?
ОтветОпределение категорий трещиностойкости в пособии к СНиП 2.03.01-84 актуально.
Используемые нормативные источники:1.ГОСТ 31384-2008
2.СП 28.13330.2012
3.СНиП 2.03.11-85 (в части, не противоречащей современным нормам)
Как выбрать величину нагрузки, соответствующей определенной чрезвычайной ситуации?
ВопросТребуется ли расчет на прогрессирующее обрушение для производственного здания повышенного (1a) уровня ответственности с количеством работающих в одну смену не более 15 человек?
Здание имеет смешанный каркас многоэтажный железобетонный с сеткой колонн 6х6 м высотой 37 м и одноэтажным пролетом 23 м высотой 11 м с металлическим каркасом. В железобетонной части на отметке +21,000 находится бункер (1000 т) с сырьем. Удаление ключевых элементов (колонны) делает проектирование не совсем «реальным».
Как выбрать величину нагрузки, соответствующей определенной чрезвычайной ситуации, и кто должен утвердить вид чрезвычайной ситуации и нагрузку?
ОтветВ СП 52-103-2007 требование производить такой расчет есть, хотя документ, имеющий более высокий статус, а именно федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», говорит, что производить такие расчеты для обычных зданий и сооружений необязательно, а необходим он только для сооружений повышенного уровня ответственности, например, для ГЭС, АЭС и т.д.
Сторонники расчета на прогрессирующие обрушения часто ссылаются на ГОСТ 27751-88, пункт 1.10, но забывают при этом про более важный документ – федеральный закон № 384-ФЗ, его статью 16, часть 6.
Используемые нормативные источники:1.№ 384-ФЗ, статья 16, часть 6
2.№ 384-ФЗ, часть 9, статья 4
3.ГОСТ 27751-88, пункт 1.10
Ширина лестничного маршаВопросВ соответствии с п. 4.4 СП 1.13130.2009, для зданий класса Ф1.1 ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, должна составлять не менее 1,35 м. Но в соответствии с 6.17 СП 118.13330.2012, лестницы должны иметь двусторонние поручни, которые устанавливаются на двух уровнях, – на высоте 0,9 м и дополнительный нижний поручень на высоте 0,5 м.
Является ли наличие этих поручней фактором, влияющим на уменьшение ширины эвакуационного прохода лестничного марша, и не является ли это следствием применения лестничных маршей большей ширины?
ОтветШирина лестничного марша должна иметь «чистый» размер между поручнями и высоту, как сказано в п. 6.17 СП 118.13330.2012.
Используемые нормативные источники:1.СП 118.13330.2012
2.СП 1.13130.2009
Лестница второго эвакуационного выхода
ВопросВ соответствии с п. 6.12 СП 118.13330.2012 для зданий ДОО, в качестве второго эвакуационного выхода можно использовать лестницу 3-го типа, но с уклоном не более 30 градусов (кроме зданий ДОО, школ и школ-интернатов для детей с нарушениями физического и умственного развития, стационаров лечебных учреждений). Но этот пункт противоречит п. 5.2.16 СП 1.13130.2009, где уклон можно выполнять для указанного типа лестницы со значением 45 градусов.
Какого нормативного документа в этом случае следует придерживаться, можно ли оставить уклон маршей этой лестницы в 45 градусов?
И обязательно ли выполнение п. 6.17 СП 118.13330.2012 для этой лестницы (повторюсь – лестницы 3-го типа, используемой в качестве второго эвакуационного выхода): то есть применение поручней, а также вертикальных элементов ограждения с просветом не более 0,1 м?
ОтветДля проектирования таких лестниц более важен документ СП 118.13330.2012, а для пожарных – СП 1.13130.2009, который утвержден Приказом МЧС РФ № 639 от 09.12.2010 г. Он является более приоритетным и поэтому может возникнуть проблема при сдаче в эксплуатацию. Но СП 1.13130.2009 является актуализированной и более свежей версией, причем он относится к перечню национальных стандартов и сводов правил (распоряжение Правительства Российской Федерации № 1047-р от 21 июня 2010 г.).
Что касается второго вопроса, то да, необходимо выполнять СП 118.13330.2012.
Используемые нормативные источники:1.СП 118.13330.2012
2.СП 1.13130.2009
3.Приказ МЧС РФ № 639 от 09.12.2010 г.
4.Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1047-р от 21 июня 2010 г.
Удельный расход тепловой энергии для производственных зданий
ВопросВ каком нормативном документе содержится нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление производственных зданий, который требуется для составления энергетического паспорта?
В таблице 9 СНиП 23-02-2003 этот тип зданий отсутствует.
ОтветНормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление производственных зданий, который требуется для составления энергетического паспорта, содержится в СНиП 23-02-2003, пункт 5.1
Нормами установлены три показателя тепловой защиты здания:
а) приведенное сопротивление теплопередаче отдельных элементов ограждающих конструкций здания;
б) санитарно-гигиенический показатель, включающий температурный перепад между температурами внутреннего воздуха и на поверхности ограждающих конструкций, а также температуру на внутренней поверхности выше температуры точки росы;
в) удельный расход тепловой энергии на отопление здания, позволяющий варьировать величины теплозащитных свойств различных видов ограждающих конструкций зданий с учетом объемно-планировочных решений здания и выбора систем поддержания микроклимата для достижения нормируемого значения этого показателя.
В зданиях производственного назначения необходимо соблюдать требования показателей “а” и “б”. Именно поэтому в таблице 9 СНиП 23-02-2003 и нет удельного расхода тепловой энергии для производственных зданий.
Используемые нормативные источники:1.СНиП 23-02-2003
2.СП 23-101-2004
3.ГОСТ Р 51379-99
Замена фильтров тонкой очистки на секции обеззараживания
ВопросПри проектировании лаборатории особо опасных инфекций нами, со ссылкой на Руководство Р 3.5.1904-04 (табл. 3), применены (на притоке и вытяжке) секции бактерицидной обработки воздуха, обеспечивающие достижение обеззараживания до 90-99,9% при облучении ртутной лампой низкого давления (бактерицидные фильтры LВ).
Заказчик утверждает, что бактерицидные фильтры LВ в вентиляционной системе не подходят для работы лаборатории особо опасных инфекций, ссылаясь на СП 1.3.1285-03. По мнению заказчика, должны быть установлены фильтры тонкой очистки типа ФяС на входе (не ниже 14-го класса) и выходе (не ниже 11-го класса) из заразной зоны. Вопрос: возможна ли замена фильтров тонкой очистки на секции бактерицидные LВ в вышеуказанной лаборатории?
ОтветЗамена фильтров тонкой очистки на секции обеззараживания невозможна в связи с тем, что секции обеззараживания предназначены для уничтожения или дезактивации бактерий, вирусов и других простейших организмов.
Неправомерно применять в этом случае Руководство Р 3.5.1904-04 «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях». Помещения заразной зоны должны быть оборудованы системами приточно-вытяжной механической вентиляции с фильтрами тонкой очистки.
В этом случае необходимо применить и обеззараживание на вытяжке, и фильтры тонкой очистки не ниже 14-го класса на притоке и не ниже 11-го класса на вытяжке в соответствии с СП 1.3.1285-03: Санитарно-эпидемиологические правила «Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)», пункт 2.7.3.
Используемые нормативные источники:1.Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 93-ФЗ от 25.06.2012 г., статья 26
2.Санитарно-эпидемиологические правила «Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности). СП 1.3.1285-03», утвержденные главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 12 марта 2003 г. Дата введения в действие – 25 июня 2003 г.
3.Руководство Р 3.5.1904-04 «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях» (утверждено главным государственным санитарным врачом РФ 04.03.2004 г.)
4.«Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации № 554 от 24 июля 2000 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, с. 3295)
Госэкспертиза
ВопросСпроектировали линейный объект – подъезд к селу (дорога протяженностью 2,2 км).
Заказчик в задании на разработку проектной документации в п. 13 «Сведения о результатах инженерных изысканий, необходимость выполнения инженерных изысканий» указал: «Выполнить в объеме, необходимом для разработки проектной и рабочей документации», не указав при этом необходимость проведения инженерно-экологических изысканий.
Госэкспертиза потребовала, чтобы в нашем отчете по инженерным изысканиям были представлены инженерно-экологические изыскания.
Согласно постановлению Правительства РФ № 20 от 19 января 2006 г. «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (п. 4 Положения) : «Основанием для выполнения инженерных изысканий является заключаемый в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договор между заказчиком (застройщиком) и исполнителем, к которому прилагаются техническое задание и программа выполнения инженерных изысканий. Заказчик (застройщик) и исполнитель определяют состав работ, осуществляемых в ходе инженерных изысканий как основных, так и специальных видов, их объем и метод выполнения с учетом специфики соответствующих территорий и расположенных на них земельных участков, условия передачи результатов инженерных изысканий, а также иные условия, определяемые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Требования к составу и оформлению задания и программы выполнения инженерных изысканий устанавливаются Министерством регионального развития Российской Федерации».
Согласно Градостроительному Кодексу РФ (статья 47, п. 5): «Необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или технического заказчика…»
Правомочна ли в этом случае Госэкспертиза требовать от нас проведения инженерно-экологических изысканий при проектировании объекта?
ОтветГосэкспертиза вправе потребовать предоставления результатов инженерно-экологических изысканий.
Используемые нормативные источники:1.Постановление Правительства РФ №20 от 19 января 2006 г.
2.Градостроительный Кодекс РФ
3.Постановление правительства РФ №87 с изменениями на 2012 г
Государственные сметные нормативы
ВопросСтолкнулись с проблемой, которая заключается в том, что изменения в государственные сметные нормативы не внесены, а выпускаются отдельными сборниками.
Изменится ли ситуация в будущем или изменения именно в эти документы выпускаются только сборниками. Еще нас интересует, в какие документы изменения вносятся сборниками?
ОтветЭта тенденция, скорее всего, сохранится. За более подробной информацией рекомендуем обратиться в ФАУ «ФЦЦС».
Используемые нормативные источники:1.Федеральный реестр сметных нормативов
Что использовать вместо ПБ 03-585-03?
ВопросС 09.03.2013 г. перестал действовать документ ПБ 03-585-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов».
Что использовать вместо него?
ОтветКонкретного ПБ и СП еще нет. Учитывая императивную форму исполнения законодательства и Конституцию РФ, нужно пользоваться ПБ 03-585-03 в части, не противоречащей иным СП и федеральным законам. Более подробная информация появится не ранее июля 2013 года.
Приказом Ростехнадзора №784 от 27.12.12 г. утверждено руководство по безопасности «Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов». Этот документ имеет рекомендательный характер и регистрации в Минюсте не подлежит.
Используемые нормативные источники:1.ПБ 03-585-03