Высота вспомогательных и служебных помещений в учебных зданияхВопросВ п.4.5 СП 118.13330.2012 "Во вновь проектируемых общеобразовательных организациях высота учебных помещений от пола до потолка должна быть не менее 3,3 м. Высота коридоров учебных зданий, оборудованных подвесными потолками, должна быть в чистоте не менее 2,6 м".
Согласно п. 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 "При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций высота потолка помещений и система вентиляции должны обеспечивать кратность воздухообмена".
Согласно п.4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных организациях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся - не менее 3,6 м".
Как понимать п.4.28 задаёт ли он высоту помещений? Ранее высота помещений была прописана п. 4.9 и именно для учебных помещений.
Согласно п.4.5 СП 118 в коридорах и санузлах допускается высота потолков ниже 3.6м. Можно ли снизить высоту вспомогательных и служебных помещений до 2.6 м.?
Ответп.4.28. СанПиН 2.4.2.2821-10 [1], утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N189 [2], устанавливает требования к высоте помещений в общеобразовательных учреждениях, в которых устраиваются подвесные потолки.
Согласно п.4.5 СП 118.13330.2012 [3], утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N635/10 [4], «…В коридорах и помещениях вспомогательного по отношению к функциональным процессам назначения допускается уменьшение высоты, до 2,2 м … Примечание - Высоту административных и служебных помещений допускается принимать не менее 2,7 м с учетом положений СП 44.13330…». Следовательно, занизить высоту вспомогательных помещений до 2.6 м можно, а служебных помещений нельзя.
Используемые нормативные источники1.СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»
2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N189.
3.СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009»
4.Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N635/10
Что означает "рекомендательный статус" для рекомендаций взамен ПБ 03-605-03?
ВопросВместо отмененных ПБ разработаны Рекомендации, которые носят рекомендательный характер.
Например, взамен ПБ 03-605-03 Правила устройства вертикальных цилиндрических стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов действует Руководство по безопасности вертикальных цилиндрических аппаратов для нефти и нефтепродуктов, которое имеет "рекомендательный характер". Заказчик настаивает на том, чтобы не применять эти рекомендаации.
Что это означает этот статус и прав ли заказчик?
ОтветПБ 03-605-03 Правила устройства вертикальных цилиндрических стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов отменен без замены.
В предисловии к Руководству по безопасности вертикальных цилиндрических стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов написано: «Настоящее Руководство по безопасности вертикальных цилиндрических стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов далее Руководство вводится в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности организациями осуществляющими деятельность по проектированию изготовлению строительству вертикальных цилиндрических стальных резервуаров Руководство содержит рекомендации по обеспечению промышленной безопасности при проектировании изготовлении строительстве вертикальных цилиндрических стальных резервуаров используемых на опасных производственных объектах нефтедобычи транспортирования переработки и хранения нефти и нефтепродуктов и не является нормативным правовым актом».
В утверждающем Приказе № 780 от 26 декабря 2012 года продублировано: « 2.Установить, что положения Руководства по безопасности вертикальных цилиндрических стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов носят рекомендательный характер».
Таким образом, Руководство по безопасности вертикальных цилиндрических стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов является документом добровольного применения, что дополнительно подтверждается содержанием его предисловия и текстом утверждающего приказа. Заказчик вправе настаивать на соблюдении других нормативных документов, отличных от Руководства по безопасности вертикальных цилиндрических стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов. В сложившейся ситуации целесообразно в письменной форме определить документы, в соответствии с которыми должны выполняться работы.
Используемые нормативные источники1.ПБ 03-605-03 Правила устройства вертикальных цилиндрических стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов
2.Руководство по безопасности вертикальных цилиндрических стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов
3.Приказ №780 от 26 декабря 2012 года
Паспорт проекта
Вопрос1. Существует ли на данный момент действующий нормативный документ, регламентирующий форму, состав и содержание такого документа, как "Паспорт проекта"? Ранее требования по включению "Паспорта проекта" были установлены в отмененном в настоящее время СНиП 1.02.01-85. В настоящее время ни в одном из действующих законодательных и нормативных документов требования к "Паспорту проекта" мы не нашли.
2. Имеет ли право заказчик требовать с нас изменение существующей у нас в организации формы "Паспорта проекта"? Имеет ли право заказчик требовать с нас приводить в Паспорте проекта подробные технические сведения по приведенным в проекте разделам?
Ответ1. Минюстом РФ (письмо от 23.01.2003 №07/685-ЮД) отказано в государственной регистрации постановлению Минстроя России от 30.06.96 N 18-64 "О принятии строительных норм и правил "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" (СНиП 11-01-95). СНиП 11-01-95 был принят в замен СНиП 1.02.01-85.
В связи с этим, постановлением Госстроя России от 17.02.2003 N 18 отменено постановление Минстроя России от 30.06.95 N 18-64.
В связи с отменой СНиП 11-01-95 и СП 11-101-95 и отсутствием их замены, возможность использования в практике проектирования этих документов (см. письмо Госстроя России от 20.03.2003 N СК-1692/3).
2. При исполнении проектной документации, рекомендуется, в договоре на исполнение проектных и изыскательских работ указывать вышеуказанные СНиПы, как СНиПы добровольного применения со ссылкой на вышеуказанные Постановления и Письма.
3. Все требования прописываются сторонами Договора.
Если стороны оговорили подробное описание по разделам - Исполнитель обязан исполнить в полном объеме взятые на себя договором обязательства.
Также, обязательно указываются в полном объеме, обязательные требования, предусмотренные нормативно-правовыми и техническими актами.
Используемые нормативные источники1.Постановление Госстроя РФ от 17 февраля 2003 г. N 18 "Об отмене постановления Министерства строительства Российской 2.Федерации от 30.06.95 N 18-64"
3.Письмо Госстроя России от 20.03.2003 N СК-1692/3
4.Закон о техническом регулировании №184-ФЗ
Техническое перевооружение опасного производства
ВопросВыполняется предпроектное обследование технического перевооружения опасного производства. Суть работ заключается в замене существующего насоса на новый, большей производительности, с установкой его на новом фундаменте, и обвязкой трубопроводами расположенными на новых трубопроводах.
1. Требуется ли в данном случае получение разрешения на строительство?
2. Соответственно, имеется ли необходимость прохождение проектом государственной экспертизы с получением положительного разрешения?
Ответ1. Разрешения на строительство регламентированы ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Таким образом, разрешение на строительство требуется в строго определенных законом случаях, а именно при осуществлении:
строительства нового объекта капитального строительства;
реконструкции объекта капитального строительства;
капитального ремонта, в результате которого затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства.
А также в иных случаях, предусмотренных данной статьёй, за исключением в частности, выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
строительства реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
строительства жилых домов на участках, предоставленных для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, индивидуального жилищного строительства.
2. Статьёй 49 Градостроительного кодекса РФ, регламентированы случаи проведения государственной экспертизы. П. 3 ст.49 гласит: «Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, либо в случае, если при строительстве или реконструкции линейных объектов применяется модификация получившей положительное заключение экспертизы проектной документации (в том числе отдельных разделов проектной документации), не снижающая конструктивных и других характеристик надежности и безопасности линейных объектов и не изменяющая их качественных и функциональных характеристик, при условии, что указанная модификация проектной документации не приводит к увеличению сметы на строительство, реконструкцию линейных объектов».
Используемые нормативные источники1.Градостроительный кодекс РФ №190-ФЗ. Ст.51
2.Градостроительный кодекс РФ №190-ФЗ. Ст.49
3.Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. №87
СНиП 2.11.03-93 и СП 155.13130.2014 - каким пользоваться?
ВопросСНиП 2.11.03-93 и СП 155.13130.2014 являются действующими документами.
Каким документом следует руководствоваться при проектированиии пожарной безопасности?
ОтветСНиП 2.11.03-93 Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы и СП 155.13130.2014 Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности являются документами добровольного применения.
Учитывая существенно более позднюю актуализацию свода правил и вхождение его в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ 'Технический регламент о требованиях пожарной безопасности' нужно пользоваться СП 155.13130.2014 .
Положениями более раннего нормативного акта принято пользоваться, если он официально не отменен, при отсутствии аналогичных положений в актуализированном документе.
В конечном счете, использование тех или иных норм, применяемых при выполнении работ, определяется заказчиком в техническом задании или задании на проектирование.
Используемые нормативные источники1.СНиП 2.11.03-93 Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы
2.СП 155.13130.2014 Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности
3.Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ 'Технический регламент о требованиях пожарной безопасности'
Применение коэффициента надежности по грунту для сваи воспринимающей выдергивающую нагрузку
ВопросСвая не является фундаментом опоры моста или гидротехнического сооружения. Ранее в нормах СНиП 2.02.03-85, СП 50-102-2003, Руководства по проектированию свайных фундаментов, коэффициент 1,75(1,6) принимался только для фундаментов опор мостов.
В редакции СП 24.13330.2011 данный коэффициент, судя по формулировке, применим для любых сооружений при любом виде ростверка и висячих сваях и сваях-стойках, воспринимающих выдергивающую нагрузку.
Произошло ужесточение норм? Как правильно читать п. 7.1.11 СП 24.13330.2011?
ОтветПо нашему мнению п. 7.1.11 в редакции СП 24.13330.2011 [1], утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 786 [2], не изменился относительно более ранних редакций СНиП 2.02.03-85 [3], СП 50-102-2003 [4]. В СП 24.13330.2011 в формулировку п. 7.1.11 добавлены уточнения, изначально подразумевавшиеся в более ранних редакциях.
Используемые нормативные источники1.СП 24.13330.2011 «Свайные фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 2.02.03-85»
2.Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 786
3.СНиП 2.02.03-85 «Свайные фундаменты»
4.СП 50-102-2003 «Проектирование и устройство свайных фундаментов»
Как определить требуемую глубину опирания перемычки из двух стальных швеллеров?
ВопросКак определить требуемую глубину опирания перемычки из двух стальных швеллеров, связанных болтовыми соединениями, если ширина несущей кирпичной стены 380 мм. Есть ли величина минимального опирания и где ее найти?
ОтветМинимальное опирание металлических перемычек принято считать не менее 250 мм. Однако в действующих нормативных документах (СП 16.13330.2011 [1], СП 70.13330.2012 [2], СП 15.13330.2012 [3]) данные требования не закреплены. Это опирание определяется расчетом.
Используемые нормативные источники1.СП 16.13330.2011 «Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-23-81*»
2.СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87»
3.СП 15.13330.2012 «Каменные и армокаменные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-22-81*»
Формула для расчета продольных напряжений по ГОСТ 55990-2014
ВопросВ ГОСТ 55990-2014 в пункте 12.3.11 представлена формула для расчета продольных напряжений. У третьего слагаемого знак, "+/-". В каких случаях, какой знак выбирать?
ОтветПри проверке на предотвращение недопустимых пластических деформации (по 2 условиям) в трубопроводе по ГОСТ 55990-2014 [1] и СП 33.13330.2012 [2], утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 621 [3], в формуле (12.16) ГОСТ 55990-2014 мы находим максимальные продольные напряжения в трубопроводе, подставляя в формулу в первом случае знак “+", а во втором “-”. Из получившихся двух значений напряжений, дальнейший расчет ведем по наибольшему по модулю напряжению.
Используемые нормативные источники1.ГОСТ Р 55990-2014 «Месторождения нефтяные и газонефтяные. Промысловые трубопроводы. Нормы проектирования»
2.СП 33.13330.2012 «Расчет на прочность стальных трубопроводов. Актуализированная редакция СНиП 2.04.12-86»
3.Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. №621
Можно ли отнести замену кровли к капитальному ремонту?
ВопросНа офисном здании планируется замена плоской кровли на двускатную. В связи с этим незначительно увеличивается высота здания.
Можно ли отнести эти работы к капитальному ремонту?
ОтветСогласно «Методическим рекомендациям по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ [1] «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» [2]:
Капитальный ремонт здания - комплекс строительных и организационно-технических мероприятий по устранению физического и функционального (морального) износа, не предусматривающих изменения основных технико-экономических показателей здания или сооружения, включающих, в случае необходимости, замену отдельных или всех конструктивных элементов (за исключением несменяемых) и систем инженерного оборудования с их модернизацией. Капитальный ремонт не продлевает срок службы зданий, так как он определяется по наиболее долговечным элементам, не заменяемым при ремонте.
Реконструкция здания - комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (нагрузок, планировки помещений, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности) с целью изменения условий эксплуатации, максимального восполнения утраты от имевшего место физического и функционального износа, достижения новых целей эксплуатации здания, а также предусматривающий изменение и обновление объемно-планировочного и архитектурного решений существующего здания и его морально устаревшего инженерного оборудования в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими нормами к эстетике и условиям проживания.
Согласно Статьи 1 Градостроительного кодекса РФ [3]:
Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Следовательно, данные работы отнести к капитальному ремонту нельзя, так как замена плоской кровли на двускатную кровлю, несет за собой изменение технико-экономических показателей и будет являться реконструкцией.
Используемые нормативные источники1.Методические рекомендации по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
2.Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
Градостроительный кодекс РФ