ГОСТ Р 50571.5.54-2013 не входит в обязательные перечни, обязательно ли его выполнение?ВопросГОСТ Р 50571.5.54-2013 утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2013 г. N 976-ст, в котором указано, что применение данного ГОСТа носит добровольный характер.
Согласно 384-ФЗ от 30.12.2009 есть два перечня документации (см. ст.6 п.1 и 7). И данный ГОСТ не входит ни в один из перечней. Это дает мне право не выпонять его требования? Если да, то как быть?
ОтветООО "Глав-Эксперт"
Несмотря на отсутствие ГОСТ Р 50571.5.54-2013 в перечнях, Вы обязаны выполнять ФЗ № 384, который предусматривает обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений. Соответственно, игнорировать данное положение запрещается.
Отсутствие ряда документов в перечнях является недоработкой разработчиков перечней.
Отметим, что данный ГОСТ идентичен международному стандарту МЭК 60364-5-54:2011 "Электроустановки зданий. Часть 5-54. Выбор и установка электрооборудования. Заземляющие устройства и защитные проводники", следовательно, не противоречит международным договорам РФ и носит приоритетный характер по обязательности применения.
Используемые нормативные источники1. Федеральный закон 184-ФЗ. О техническом регулировании
2. Технический регламент . Технический регламент о безопасности зданий и сооружений
3. ГОСТ Р 50571.5.54-2013. Электроустановки низковольтные. Часть 5-54. Выбор и монтаж электрооборудования. Заземляющие устройства, защитные проводники и защитные проводники уравнивания потенциалов
Правомерно ли требование заказчика о разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» на стадии строительства?ВопросПравомерно ли требование заказчика о разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» на стадии строительства?
ОтветОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект»
Как указано в статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:
«оценка воздействия на окружающую среду – вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления».
И, далее, в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено:
«Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: … обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности».
Следовательно, законодательно установлено, что выполнение работ по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) осуществляется на этапе планирования строительства объекта капитального строительства.
Пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусмотрено положение о том, что «требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды».
Такие требования содержатся в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утв. приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372.
Положение содержит ряд важнейших понятий, относящихся к его предмету, в частности, состав и содержание комплекта документации, подготовленного при проведении оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, включая «типовое содержание материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности в инвестиционном проектировании», представленное в приложении к этому Положению.
При этом согласно пункту 1.6 Положения:
«Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:
информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, о возможности минимизации воздействий;
выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иных) или отказа от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.
Результаты оценки воздействия на окружающую среду документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу, а также используемой в процессе принятия иных управленческих решений относящихся к данной деятельности».
В соответствии с пунктом 2.8 Положения:
«Результаты оценки воздействия на окружающую среду служат основой для проведения мониторинга, после проектного анализа и экологического контроля за реализацией намечаемой хозяйственной и иной деятельности».
Как известно, подпунктом «а» пункта 25 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, установлено, что раздел 8 проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» должен содержать, в том числе, «результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду».
При этом обращается внимание, что пунктом 24 (подпункт «б») Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, установлено, что основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу, является, в том числе, «несоответствие разделов проектной документации требованиям к содержанию разделов проектной документации, установленным в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Кроме того, согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»
«Государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе:
документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе».
Таким образом, представляется, что ОВОС, как правило, должен выполняться на предпроектной стадии. В случае невыполнения ОВОС на предпроектной стадии эта работа может осуществляться при подготовке проектной документации. В противном случае, при отсутствии в проектной документации результатов ОВОС, такая проектная документация не может быть представлена к утверждению, и, следовательно, допущена к строительству. В этой связи требование заказчика о разработке ОВОС на стадии строительства объекта капитального строительства влечет за собой корректировку и последующее переутверждение проектной документации».
Используемые нормативные источники1. Федеральный закон 7-ФЗ Об охране окружающей среды
2. Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации
3. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию
4. Положение об организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий
5. Федеральный закон 174-ФЗ Об экологической экспертизе
Для каких зданий и сооружений необходима разработка раздела «Организация и условия труда работников. Управление производством и предприятием»?ВопросДля каких зданий и сооружений необходима разработка раздела проектной документации «Организация и условия труда работников. Управление производством и предприятием»?
ОтветОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект»
Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 (части 12 и 14 статьи 48) такого раздела проектной документации не предусмотрено.
Однако вопросы, связанные с охраной труда и управлением производством для объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения (кроме жилых зданий) в соответствии с пунктом 22 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, должны рассматриваться в подразделе «Технологические решения» раздела 5 проектной документации «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений». Для линейного объекта указанные вопросы должны отражаться в разделе 3 проектной документации «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения» (пункт 36 Положения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87).
При этом следует иметь в виду, что положениями Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ установлено, в частности, следующее:
а) в статье 215 указано:
«Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.
Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности...»;
б) согласно статье 216.1:
«Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
качества проведения специальной оценки условий труда;
правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
фактических условий труда работников».
Таким образом, все требования к материалам по организации и условиям труда работников, управлению производством и предприятием, изложенные в перечисленных законодательных и нормативных правовых актах, должны быть соблюдены в проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт перечисленных выше объектов капитального строительства.
Вместе с тем, следует отметить, что Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья, утв. приказом Минприроды России от 25.06.2010 № 218 (Зарегистрировано в Минюсте России 10.08.2010, регистрационный № 18104), разработанные в соответствии с пунктом 14 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118, предусматривают разработку раздела «Управление производством, предприятием. Организация и условия труда работников» (в частности, в части карьеров – пункт 3Б).
Используемые нормативные источники1. Кодекс 197-ФЗ Трудовой кодекс Российской Федерации
2. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию
3. Кодекс 190-ФЗ. Градостроительный кодекс Российской Федерации
4. Приказ 218 Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья
5. Постановление 118 Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами
Как определить относительную стоимость проектирования внутриплощадочных наружных сетей?Вопрос1. Как определить относительную стоимость проектирования внутриплощадочных наружных сетей разделов "ТС"; "ЭН"; "ЭЛ"; "НВК", учтенных СБЦП-2001-03 на стадии "П" и "Р" (табл. 41 и 42)?
2. Как выделить стоимость проектирования внутриплощадочных наружных сетей "ТС", "НВК", "ЭН", "ЭЛ", учтенных СБЦП-2001-03 "Объекты жилищно-гражданского строительства", табл. 41 и 42 в разделах "Электроснабжение", "Водоснабжение", "Водоотведение", "Отопление, вентиляция и кондиционирование"?
3. Как выделить стоимость проектных работ на внутриплощадочные наружные сети "ТС", "НВК", "ЭН", "ЭЛ", учтенных сборником СБЦ-2001-03 "Объекты жилищно-гражданского строительства", табл. 41 и 42?
ОтветООО "Глав-Эксперт"
СБЦ-2001-03 Объекты жилищно-гражданского строительства , табл. 41 и 42 не учитывает стоимость внутриплощадочных наружных сетей ТС, ЭН, ЭЛ, НВК.
Ценовыми показателями СБЦ-2003, учтено только подключение внутренних инженерных зданий к внешним источникам инженерного обеспечения. При этом затраты на проектирование внутриплощадочных и внеквартальных инженерных сетей должны определяться дополнительно. Данные разделы рассчитываются по другим сборникам СБЦ. Например, СБЦП 81-2001-07 и др.
Используемые нормативные источники1. СБЦП 81-2001-03
2. СБЦП 81-2001-07. Коммунальные инженерные сети и сооружения. Справочник базовых цен на проектные работы для строительства
3. Методические указания по применению Справочников базовых цен на проектные работы в строительстве
Каков порядок выбора подрядной организации для разработки рабочей документации?ВопросКаков порядок выбора подрядной организации для разработки рабочей документации?
ОтветОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект»
Из статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что разработку рабочей документации может осуществлять как генпроектировщик, так и иная организация, определенная заказчиком или подрядчиком по строительству.
При этом указанной статьей (пункт 2) установлено: «Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию».
Используемые нормативные источники1. Кодекс . Гражданский кодекс Российской Федерации
Правомерно ли требование государственного строительного надзора о разработке на каждый поэтапный объект капитального строительства утверждаемой части проектной документации?ВопросПравомерно ли требование государственного строительного надзора о разработке на каждый поэтапный объект капитального строительства утверждаемой части проектной документации?
ОтветОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект»
В настоящее время Градостроительным кодексом Российской Федерации одностадийное проектирование с разработкой документации в виде рабочего проекта не предусмотрено.
В соответствии с определением понятия «этап строительства», установленным пунктом 2 Порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, к этапам строительства следует относить только те объекты или части объектов капитального строительства, которые могут быть введены в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно.
Исходя из этого определения и с учетом положений части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствующий орган государственного строительного надзора следует представлять проектную документацию на те объекты или отдельные этапы строительства, в отношении которых получено разрешение на строительство.
Согласно подпунктам «б» и «в» пункта 24 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок «требуют от заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов; требуют от заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено». При этом, как указано в пункте 3.5 СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Общие положения», к исполнительной документации относится комплект рабочих чертежей.
В соответствии с пунктом 13 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, в поднадзорные органы передается как проектная, так и рабочая документация.
Используемые нормативные источники1. Кодекс 190-ФЗ. Градостроительный кодекс Российской Федерации
2. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию
3. Постановление 54 О государственном строительном надзоре в Российской Федерации
4. СНиП 3.01.04-87. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения