Промышленная безопасность

В данном форуме собраны новости о деятельности органов надзора, информация о новом законодательстве в области промышленной безопасности. Поиск можно осуществлять по фразам текста, через поиск браузера. Обычно команда поиска барузера находится в меню браузера "Правка", команда "Найти".
Ответы

Изменены ФНП в нефтяной и газовой промышленности

Вступили в действие корректировки, внесенные в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности".

Изменения были утверждены приказом Ростехнадзора от 12.01.2015 № 1.

Основные изменения приходятся на деятельность эксплуатирующих организаций в обеспечении контроля процессов на опасно производственных объектах посредством регистрации параметров и передачей данных в Ростехнадзор в электроном формате.

Определяющие опасность параметры устанавливаются в соответствии с условиями безопасного ведения технологических процессов.

Также одним из новых требований является обеспечение видеорегистрации работ на объектах с передачей видео в Ростехнадзор.

Ряд внесенных изменений вступят в силу с 2017 года.

Госдума рассмотрит законопроект о безопасности труда на угольных шахтах

В Государственную Думу поступил законопроект, направленный на повышение уровня безопасности и охраны труда в угольной промышленности.

О сути документа, в основу которого лёг региональный закон депутатов Кемеровской области, рассказал один из его авторов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по промышленной политике Сергей Шатиров.

Он отметил, что целью законопроекта является создание ведомственной системы безопасности, подразумевающей комплекс мер. «По результатам расследований крупных аварий на шахтах, мы неоднократно говорили: несмотря на наличие всех технических, электронных средств безопасности, основной причиной катастроф является человеческий фактор. Это, например, случаи, когда человек идет на грубое нарушение безопасности, которое приводит к человеческим жертвам. В этой связи нашим законопроектом конкретизируется — кто может работать на горных работах, а кто нет, систематизируются вопросы медицинского контроля за теми, кто идёт на опасные работы, вопросы управления системами безопасности», — пояснил сенатор.

Законопроектом предлагается закрепить возможность подключения пользователей недр, ведущих подземные горные работы, к единой системе геодинамического и сейсмического контроля горных ударов в районе шахтных полей. Прописываются меры, направленные на выявление на объектах, где ведутся горные работы, лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсического опьянения. Также предлагается ввести институт общественных инспекторов в области промышленной безопасности: ими должны стать сотрудники организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, постоянно наблюдающих за исполнением обязательных требований, с учетом анализа и прогнозирования их исполнения.

Законопроект вносит изменения в целый ряд федеральных законов: «О недрах», «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Кодекс РФ об административных правонарушениях, Трудовой Кодекс РФ.

Ростехнадзор обновил правила ведения реестра заключений экспертизы промбезопасности

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору опубликовало письмо о правилах предоставления госуслуги по ведению реестра заключений экспертизы опасных производственных объектов.

Госуслугу предоставляет центральный аппарат и территориальные органы Ростехнадзора по месту нахождения опасного производственного объекта.

Каким может быть результат предоставления госуслуги:
- внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр;
- отказ во внесении заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр;
- исключение заключения экспертизы промышленной безопасности из Реестра;
- выписка из Реестра, справка об отсутствии запрашиваемых сведений.

Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр происходит в течение пяти рабочих дней со дня регистрации надлежащим образом оформленных заявительных документов.

Условия, при которых заключение экспертизы вносят в Реестр:
* объект экспертизы подлежит экспертизе промышленной безопасности в соответствии со статьями 7, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ);
* предоставленное заявление о внесении заключения экспертизы промышленной безопасности соответствует форме заявления установленной приложением 2 к Административному регламенту;
* предоставленное заявление подписано лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (индивидуального предпринимателя), или лицом, имеющим доверенность на право подписи от имени юридического лица (индивидуального предпринимателя);
* сведения о заявителе и экспертной организации, указанные в заявлении, совпадают со сведениями, представленными из ЕГРЮЛ;
* представлены заключение экспертизы промышленной безопасности и электронный носитель, на котором имеются сканированные заявление и заключение экспертизы;
* предоставленное заключение подписано руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы;
* представленное в составе комплекта заявительных документов заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное экспертной организацией, имеющей лицензию Ростехнадзора, на проведение экспертизы промышленной безопасности на дату подписания руководителем экспертной организации заключения экспертизы промышленной безопасности, действие которой распространяется на виды работ (услуг), необходимые для проведения экспертизы промышленной безопасности конкретного объекта.

Заявления принимают и регистрируют в службе «Одного окна».

Кабмин утвердил аттестацию экспертов в области промбезопасности

Кабинет министров Российской Федерации утвердил положение об аттестации экспертов в сфере промышленной безопасности.
Документ подготовил Ростехнадзор, приняв во внимание соответствующий Федеральный закон.

В справке к документу говорится: «Цель принятых решений – помочь институту экспертизы промбезопасности развиваться и совершенствоваться. Это поможет реализовать госпрограмму «Защита населения и территорий от ЧС, обеспечение безопасности людей на водных объектах и обеспечение пожарной безопасности».

В соответствии с документом были установлены критерии, которые выдвигаются к лицу для получения аттестации эксперта в сфере промбезопасности. Они дифференцированы с учетом передовых подходов к обеспечению промбезопасности производственных объектов 1-4 классов опасности.

Изменен перечень стандартов по пожарной безопасности

Правительство пополнило перечень стандартов для техрегламента по пожарной безопасности 99 ГОСТами.

99 ГОСТов, разработанных в результате гармонизации национальных стандартов с аналогичными международными стандартами, в том числе со стандартами стран – участниц Евразийского экономического союза, включены в перечень распоряжением Правительства РФ.

Эти стандарты содержат правила и методы исследований (испытаний) на огнестойкость дверей шахт лифтов и светопрозрачных ограждающих ненесущих конструкций зданий, на огнестойкость и пожарную опасность конструкций из панелей с металлическими обшивками, а также методы аэродинамических испытаний конструкций и оборудования противодымной защиты зданий, методы испытаний роботизированных установок пожаротушения и оповещателей пожарных индивидуальных.

Одновременно из перечня исключены 62 национальных стандарта в связи с их отменой.

Кроме того, в целях совершенствования ряда форм и методов проведения исследований (испытаний) пожарно-технической продукции актуализирован 21 стандарт.

Принятое решение позволит в полной мере на современном уровне применять правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также отбора образцов.

МЧС утвердило требования к пожарной охране предприятий

МЧС России утвердило требования к определению численности и технической оснащенности пожарной охраны на предприятиях.
Так, Приказом № 341 от 03.07.2015 допускается создание одного подразделения пожарной охраны по защите от пожаров объектов нескольких предприятий. При этом численность профилактического состава определяется с учетом пожарной опасности объектов каждого предприятия.

Для тушения пожаров на предприятии рекомендуется использовать основные пожарные автомобили общего применения. Подразделения пожарной охраны по защите предприятий должны оснащаться основными пожарными автомобилями целевого применения, специальными пожарными автомобилями и вспомогательными пожарными автомобилями.
Правила были введены в действие с 13 июля 2015 г.

Власти намерены отменить экологическую экспертизу строек

Минэкономразвития разработало поправки, призванные устранить «избыточные административные барьеры для инвестиционной деятельности».

Об этом сообщают «Новые известия». Среди прочего, законопроект предлагает отказаться от экологической экспертизы, дублирующей, по мнению чиновников, государственную экспертизу проектной документации.

По мнению экологов, однако, ни о каком дублировании речи здесь не идет. «Если посмотреть Градостроительный кодекс, то экспертиза проектной документации призвана проверять соответствие проекта технологическим регламентам - ГОСТам, СНиПам. Ни одного технического регламента в отношении окружающей среды у нас в стране не существует. Экологическая экспертиза оценивает воздействие будущего объекта на окружающую среду, это совершенно другая процедура», - прокомментировал изданию руководитель программы «Гринпис России» по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин.

Он также напомнил, что экологическую экспертизу в России уже отменяли в 2006 году, однако спустя два года вернули по требованию Международного олимпийского комитета. По действующему законодательству, экологическую экспертизу должны проходить объекты, строящиеся на море, в особо охраняемых природных зонах, а также те, которые связаны с обезвреживанием опасных отходов. С 2018 года в этот список должны войти все заводы, энергетические объекты и полигоны отходов.

ЭПБ будет проводиться по измененным правилам

«Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные Приказом Ростехнадзора № 538 от 14.11.2013 года, были изменены.

Опубликован приказ об изменениях в правилах проведения ЭПБ был в понедельник, 10 августа, а изначально принят — 3 июля 2015 года. Напомним, что правила, о которых идет речь, касаются одного из наиболее важных мероприятий, обеспечивающих безопасное и законное функционирование опасного производственного объекта.

Экспертиза промышленной безопасности — процедура, в обязательном порядке проводимая для выяснения износа зданий объекта, используемой техники, проверки готовности предприятия к чрезвычайным ситуациям и ликвидации их последствий.

Изменения коснулись некоторых аспектов Правил, касающихся самого порядка проведения экспертизы. В частности:
- Были утверждены требования нормативных актов не только к проведению экспертизы, но и к самому производственному объекту;
- Были изложены требования к эксперту, оговаривающие его трудовой стаж и опыт проведения ЭПБ, а также количество написанных им публикаций. Согласно требованиям, эксперты, проводящие процедуру, будут подразделяться на экспертов I, II и III категорий. Так, например, эксперт I категории будет обязан иметь не менее 10 лет трудового стажа, опыта 15 ЭПБ и 10 публикаций по промышленной безопасности. Эксперт II категории — 7 лет, 10 ЭПБ и 10 публикаций, эксперт III категории — 5 лет и 5 публикаций.
- В соответствии с категориями экспертов им предоставляется право проведения ЭПБ для объектов разных классов опасности. Провести экспертизу промбезопасности для объекта I класса должен эксперт I категории.
- Также были изменены требования к оформлению документа ЭПБ, в частности, к ее вступлению.

Новая редакция Правил вступит в силу с 21 августа.

Предложено ужесточить нормативный подход к пожарным лифтам

Минстрой и МЧС в настоящее время обсуждают возможность использования лифтов при пожарной эвакуации.

Об этом сообщила замминистра строительства и ЖКХ Елена Сиэрра, выступая на Международном форуме высотного и уникального строительства.

«Эксперты МЧС признают, что лифты возможно использовать при эвакуации людей. Такая практика в мировом опыте существует», – отметила она.

По словам еще одного представителя министерства – начальника Центра комплексной безопасности ФГБУ «ЦНИИП Минстроя РФ» Юрия Глуховенко, использование лифтов позволяет значительно ускорить процесс эвакуации людей из высотных зданий. Так, приводит пример эксперт, эвакуация по лестнице из 100-этажного здания может занять до 3,5 часов, а при помощи лифта это время сокращается до 40 минут.

В комментарии журналу RUБЕЖ начальник сектора научно-исследовательского центра профилактики пожаров и предупреждения ЧС с пожарами ВНИИПО МЧС Борис Колчев рассказал, что данная идея «неплоха, но нужно полностью менять нормативный подход к ее реализации».

«Начиная примерно с 2009 года ТК 209 «Лифты, эскалаоры, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов» сделал очень много специфических шагов, направленных на упрощение требований к лифтам. Например, если раньше для пожарных лифтов – а именно эти лифты сохраняют свою работоспособность в условиях пожара – требования по грузоподъемности были 1000 кг, то сейчас они опущены до 630 кг, а для жилых домов в ряде случаев этот показатель снижен до 400 кг. Что такое 400 кг? Четыре взрослых человека. И сколько времени займет спасение людей из высотного здания на таком лифте? Скорее все здание полностью выгорит, чем что-то можно будет сделать», – оценил ситуацию Борис Колчев.

По его словам, так же сильно были упрощены ограничения по отделке лифтового оборудования, к которым ранее предъявлялись довольно жесткие требования, а сейчас по желанию заказчика могут использоваться деревянные декоративные элементы. «Таким образом, если базироваться на текущем нормативном положении в отношении лифтового оборудования, то лифт не только не может быть средством эвакуации, но и может сам стать источником пожара – и в этом главная проблема», – заметил собеседник журнала.

В настоящее время, рассказал Колчев, у российских производителей есть все необходимые технологии по производству и выпуску лифтов необходимого уровня безопасности, но такие устройства будут очень дорогими. «Вопрос в том, что сейчас нормы построены таким образом, что они устанавливают минимальный набор требований, который не обязывает производителя продавать такое дорогое оборудование. По сути, тут идет лоббирование интересов определенных сторон».

Борис Колчев в том числе подчеркнул, что при использовании лифтов во время пожара следует использовать понятие «самоспасение», а не «эвакуация»: «Эта подмена понятий может повлечь за собой очень серьезные последствия. Это возвращает нас к вопросу о необходимости серьезного выправления нормативной базы. И это исправление не двух-трех позиций, а полная переработка существующих документов». Один из сложных моментов, связанный с этим, заключается в том, что недавно вступил в действие технических регламент Таможенного союза о безопасности лифтов, и все исправления должны проходить не только в рамках России, но и в рамках всего ЕврАзЭС, поэтому надо подключать и Беларусь, и Казахстан, и другие страны к этой работе.

«В случае высотных зданий, как мне кажется, надо думать не о покидании зданий, а о переходе из его аварийной части в защищенную. То есть нужно проработать обустройство безопасных зон, чтобы – если пожар произошел, скажем на 50-60 этажах – у людей была возможность спуститься хотя бы на 10 этажей ниже», – считает представитель ВНИИПО.

Утверждены критерии отнесения объектов к I-IV категориям по воздействию на окружающую среду

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1029 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

Таким образом, Правительством Российской Федерации определены критерии отнесения объектов, оказывающих:
- значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории;
- умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории;
- незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории;
- негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории.

Минстрой собирается ужесточить требования к негосударственной экспертизе

Минстрой РФ внес в правительство законопроект об ужесточении требований к негосударственной экспертизе в строительной сфере.
Об этом сообщают “РИА-Новости” со ссылкой на высказывание замминистра строительства и ЖКХ РФ Натальи Антипиной.
Сейчас проект готовится к рассмотрению в Госдуме.

“Законопроект предусматривает ряд изменений в градостроительный кодекс в части повышения требований, предъявляемых к аттестации физических лиц на право подготовки заключения экспертизы в части увеличения минимального стажа работы в сфере подготовки и экспертизы проектной документации с пяти до семи лет», – сообщила Наталья Антипина.

Поправки, которые позволяют проводить экспертизу результатов инженерных изысканий и проектной документации частным компаниям, вступили в силу весной 2012 года. с тех пор, как считают некоторые эксперты, качество экспертизы ухудшилось.

Новые правила по охране труда в сфере ЖКХ

Минтруда впервые систематизировало в едином документе все требования, обязательные для соблюдения организациями сферы жилищно-коммунального хозяйства.

В ближайшую субботу, 14 ноября 2015 года, вступят в силу разработанные Министерством труда РФ правила по охране труда в сфере ЖКХ. Об этом говорится в приказе Минтруда № 439н от 07.07.2015 года. Это первый подобный документ в истории нашей страны. Более 50 страниц текста посвящено обязанностям и запретам для специалистов во всех областях ЖКХ - от очистки дымовых каналов до электросварки, уборки мусора и обрезки деревьев. Прописаны требования к зданиям, территориям, производственным помещениям, размещению оборудования и организации рабочих мест.

К примеру, дворникам запретили оставлять мусор на проезжей части дорог и пешеходных тротуарах, а также сметать сор в проемы, каналы и колодцы. А при мытье подъездов коммунальщикам нельзя теперь использовать кислоты, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Что касается сосулек,  то их надлежит снимать специальным приспособлением (крючком), а не ломом и даже не лазером. Свешиваться при этом с крыши запрещается.

За несоблюдение или нарушение данных требований к исполнителю будет применяться административное, а в отдельных случаях и уголовное наказание. В свою очередь эти правила базируются на ст. 209 ТК РФ и подпункте 5.2.28 положения о Министерстве труда РФ, который содержится в постановлении Правительства РФ № 610 от 19.06.2012 года. До принятия приказа Минтруда России от 07.07.2015 № 439н организации в сфере ЖКХ руководствовались правилами по охране труда в жилищном хозяйстве, утвержденными еще приказом Минжилкомхоза РСФСР от 21.09.87 № 401.

Таким образом, теперь руководителям управляющих компаний предстоит строго соблюдать новые правила по охране труда, чтобы не попасть под штрафы и более серьезную ответственность. Регламент касается всех работников ЖКХ, включая дворников, сантехников, слесарей, электриков и прочих представителей обслуживающего персонала.

Cогласно новому документу, работодателями согласно п. 1 Правил считаются только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Несмотря на то что в ст. 211 Трудового кодекса РФ предусмотрено распространение государственных нормативных требований охраны труда на физических и юридических лиц при осуществлении ими любых видов деятельности, в новых правилах для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, сделано исключение.

Прежде всего работодатель и исполнитель новых правил должны обезопасить своих подчиненных от вредных и опасных производственных факторов. В документе содержится перечень работ, которые классифицируются как опасные, а также форма наряда-допуска сотрудников на выполнение этих работ. К таковым относятся работы по устранению неисправностей в колодцах, на проезжей части дорог, особенно в зимнее время.

В документе прописано, что работодатели должны обеспечить своих работников всем необходимым инструментом, инвентарем и оборудованием для проведения соответствующих работ. В их обязанности входит и обеспечение своих сотрудников необходимыми средствами индивидуальной защиты. Также работодателям надлежит не только ознакомить персонал с правилами техники безопасности, но и периодически проверять эти знания. А перед использованием и работой с определенным оборудованием предполагается ознакомление с инструкцией по эксплуатации.

Кроме того, документ выдвигает требования к производственным зданиям, территориям, помещениям и оборудованию, а также к организации рабочих мест.

Последнее важное требование - это проведение медосмотра тех работников сферы жилищно-коммунального хозяйства, которые непосредственно контактируют с жильцами. Особенно это касается сантехников, слесарей, которые приходят к жильцам домой. Если сотрудник болен, то он уже не будет допущен на вызов.

Федеральный государственный надзор за соблюдением требований правил будут осуществлять должностные лица Роструда и его территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации).

Крупный бизнес не заставят проводить спецоценку рабочих мест до конца 2016 года

Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект, направленный на совершенствование законодательства в области специальной оценки условий труда.

Устанавливается возможность декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда не только по тем рабочим местам, где вредные и (или) опасные производственные факторы совсем не выявлены, но и по тем, где условия труда признаны оптимальными или допустимыми (кроме рабочих мест для профессий, должностей, специальностей, дающих право на досрочную пенсию). Это делается в целях дальнейшего снижения административной и финансовой нагрузок на работодателей, обеспечивающих не только соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, но и безопасные условия труда.

Законопроектом также уточняется порядок определения перечня вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, в отношении которых не проводится процедура идентификации таких факторов; вводится обеспечение защиты информации, составляющей охраняемую законом тайну, при ее передаче в составе сведений о результатах спецоценки; регламентируется вопрос использования в ходе спецоценки методик (методов) исследований (испытаний) и измерений.

Ранее сообщалось, что этот же законопроект обяжет завершить спецоценку не позднее чем до 31 декабря 2016 года в отношении рабочих мест основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи. В настоящее время последняя дата для завершения спецоценки - 31 декабря 2018 года. Однако тезис о форсировании этого процесса не поддержало Минэкономразвития - на странице проекта на портале появилось отрицательное заключение ОРВ. Минэк обращает внимание на неопределенность объекта проектируемого регулирования - понятие «основного персонала крупного предприятия промышленности, транспорта и связи» законодательством РФ не установлено; неясно, какой персонал следует считать основным, что подразумевается под крупным предприятием промышленности, транспорта и связи; отсутствуют критерии отнесения предприятий к крупным, а персонала к основному.

Также МЭР раскритиковало предложение о сертификации средств индивидуальной защиты (СИЗ). Сейчас в случае применения работниками при вредных условиях эффективных СИЗ, прошедших обязательную сертификацию, класс (подкласс) условий труда может быть снижен на основании заключения эксперта организации, проводящей спецоценку, на одну степень. Проект предполагал ввести также возможность применения СИЗ, прошедших «добровольную сертификацию в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании». Этот тезис проекта Минэк предложил привести в соответствие с техрегламентом ТС «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), которым предусмотрено обязательное подтверждение соответствия СИЗ его требованиям.

Минэнерго предлагает ввести аттестацию для служб безопасности ТЭК

Минэнерго готовит законопроект, в котором будет предложено ввести аттестацию для сотрудников, отвечающих за безопасность объектов ТЭК, заявил замглавы Минэнерго Юрий Сентюрин на «круглом столе» комитета Госдумы по энергетике, посвященном обеспечению безопасности объектов комплекса.

«Речь идет о том, чтобы внести изменения в специальный закон и предложить ввести процедуру аттестации должностных лиц, которые непосредственно занимаются работой по обеспечению безопасности объектов ТЭК», — сказал Сентюрин.

Замглавы Минэнерго уточнил, что разработка таких мер связана с нехваткой квалификации и зачастую отсутствием специальной подготовки у должностных лиц, отвечающих за безопасность, выявленных в процессе правоприменения законодательных актов в области безопасности объектов ТЭК за последние три года.

«Причина тривиальная. Как я уже сказал, три года правоприменения вскрыли ситуацию, связанную с тем, что, к сожалению, у нас фиксируется нехватка квалификационного уровня тех должностных лиц, которые имеют отношение к этой работе, отсутствует специальная подготовка по этому поводу, ну и зачастую коллеги демонстрировали недостаточные знания и компетенции для качественного выполнения этой работы», — пояснил он.

Ростехнадзор планирует ужесточить контроль над башенными кранами

Глава Ростехнадзора Алексей Алёшин предложил правительству РФ ужесточить контроль за строительными компаниями и перевести башенные краны в более высокий (3-й класс) опасности.

Таким образом, надзорное ведомство сможет включить их в плановые проверки. Пока объекты 4-го класса опасности являются единственными, в отношении которых не проводятся превентивные проверки, в то время как на объектах I класса опасности действует непрерывный надзор.

В Ростехнадзоре объяснили необходимость подобных изменений в связи с участившимися падениями на стройках башенных кранов. На данный момент из-за подобных ЧП уже погибло не менее 10 человек.

Глава ведомства рассказал, что до 2014 года не существовало деления объектов на четыре класса опасности и проверки устраивались гораздо чаще. «По сравнению с 2013 годом у нас сократилось число плановых проверок на 57%...Мы тогда выступили за риск-ориентированный подход, оставив качество подъемной техники на совести собственника (при аварии собственник несет ответственность вплоть до уголовной), но мы столкнулись с тем, что они, напротив, безответственно стали к этому относиться», — пояснил Алёхин.

Он подчеркнул, что эксплуатантам башенных кранов требуются постоянные проверки, а причинами произошедших недавно аварий, как утверждает глава Ростехнадзора, является «на 100% человеческий фактор».

Глава надзорного ведомства добавил, что в случае, если правительство сочтет ненужным повышение класса опасности башенных кранов, Ростехнадзор предложит альтернативный вариант решения проблемы — наделение инспекторов ведомства правом проводить рейды кранов, находящихся в границах населенных пунктов. При этом сами стройки, на которых, как правило, краны работают, Ростехнадзор проверять не будет, поскольку такие проверки входят в обязанности муниципальных управлений стройнадзора, пишет газета «Известия».

Отметим, по данным Ростехнадзора, за последний год количество аварий с участием башенных кранов увеличилось на 30%. Только в октябре произошло сразу пять резонансных аварий — в Омске, Краснодаре, Анапе и Таганроге.

Госдума одобрила новые правила отнесения объектов газоснабжения к ОПО

В среду в ходе пленарного заседания депутаты Государственной думы приняли в первом чтении законопроект, позволяющий четко определить признаки опасности газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления при отнесении их к опасным производственным объектам (ОПО).

"Законопроектом предлагается ввести новый критерий идентификации газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления в качестве опасных производственных объектов, аналогичный критериям их классификации - давление транспортируемого (используемого) газа 0,005 Мпа", - говорится в пояснительной записке к проекту закона.

В документе отмечается, что в связи с различными подходами к трактовке положений ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" сложилась противоречивая практика, в том числе судебная, по вопросу критериев идентификации указанных объектов газоснабжения в качестве ОПО.

Согласно действующим нормам закона, к категории ОПО относятся объекты газоснабжения, в которых единовременно находится (в газопроводах и технологическом оборудовании) опасное вещество в количестве, прописанном в законодательстве. Для воспламеняющихся и горючих газов (природного газа) это количество составляет тонну и более.

"Вместе с тем, при идентификации не учитывается тот факт, что на объекты газоснабжения непрерывно подается природный газ, и его количество на объекте в короткий промежуток времени может превысить значение в тонну. Так, при разгерметизации сети газопотребления возможен выход природного газа, находящегося, в том числе, в сети газораспределения, которая технологически связана с сетью газопотребления", - отмечается в пояснительной записке к проекту закона.

Уточнения, которые предлагается ввести законопроектом, соответствуют критериям разграничения газовых сетей низкого и среднего давления, установленным Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления и иными нормативно-техническими актами.

Утверждены правила по охране труда в цементной промышленности

Опубликован Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2015 № 722н «Об утверждении Правил по охране труда при производстве цемента».

Правила вступают в силу 30 апреля 2016 года и распространяются на все предприятия цементной промышленности на территории России. Утвержденный документ подробно регламентирует условия эксплуатации оборудования, производственных помещений и организации рабочих мест, устанавливает обязательные требования по охране труда при осуществлении всех технологических процессов, хранении сырья и готовой продукции.

До принятия правил в отрасли не существовало единого документа, регламентирующего охрану труда в цементной промышленности. Действующие нормативные акты не соответствовали потребностям производителей цемента и не регламентировали большую часть производственных процессов. В 2012 году цементники выступили с инициативой разработки отдельного документа по охране труда при производстве цемента. Данная задача была реализована Союзом производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» совместно с «Научно-техническим центром по безопасности в промышленности» ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность». Разработанный проект правил прошел согласование сначала среди профессионального сообщества в рамках площадки Союза, а позже – официальное публичное обсуждение. В результате в правилах учтены поступившие в ходе обсуждения замечания и комментарии производителей цемента и отраслевых экспертов, а также рекомендации Минтруда и Минэкономразвития России.

Новые правила позволят обеспечить более высокий уровень безопасности при производстве цемента, повысить надежность эксплуатации оборудования и снизить риск производственного травматизма, станут единым ориентиром для работодателей, работников и надзорных органов при организации производственной деятельности, осуществлении контроля и проведении проверок.

Утвержден административный регламент по предоставлению услуги по аттестации экспертов в области промбезопасности

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждён Административный регламент по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) государственной услуги по аттестации экспертов в области промышленной безопасности.

Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 февраля 2016 года.

Данный документ устанавливает порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) Ростехнадзора при предоставлении государственной услуги по аттестации экспертов в области промышленной безопасности, а также порядок взаимодействия Ростехнадзора с заявителями при предоставлении государственной услуги по аттестации экспертов в области промышленной безопасности.

Административный регламент опубликован на официальном интернет-портале правовой информации и вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

Вступление в силу Административного регламента не предполагает изменения порядка и процедуры прохождения аттестации экспертов в области промышленной безопасности.

С даты вступления в силу Административного регламента Временный порядок аттестации экспертов в области промышленной безопасности будет отменен распоряжением руководителя Ростехнадзора.

Обновленные правила по промбезопасности позволят химкомплексу снизить капзатраты

В правила по промышленной безопасности для химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств были внесены изменения, снимающие ряд избыточных требований к проектированию, строительству и эксплуатации таких объектов.

Эксперты отмечают, что при реализации инвестпроектов теперь будет возможно экономить десятки и даже сотни миллионов рублей.

Ростехнадзор утвердил новую редакцию документа "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств" приказом от 26 ноября 2015 года. В марте документ вступил в силу.

Ожидается, что принятые изменения позволят в значительной степени снизить капитальные затраты как на реконструкцию действующих производств, так и на строительство новых объектов, при достижении необходимого уровня промышленной безопасности.

В частности, теперь компании смогут при проектировании объектов применять технологические решения лицензиаров, зарекомендовавших себя многолетним опытом безаварийной работы с использованием наиболее передовых технологий. Изменение же в формулировках требований норм, допускающих различное толкование, позволит снизить риски получения отрицательных заключений при экспертизах проектной документации.

В отношении действующих производств были исключены требования безальтернативного их приведения в соответствие с вновь принимаемыми нормами."Только исключение обязательной разработки обоснований безопасности опасных производственных объектов сэкономит десятки миллионов рублей", - убежден главный специалист-эксперт научно-технического отдела НИПИГАЗа Павел Дворниченко.

Предписывающий характер перестали носить решения по выбору оборудования и технологий, конструктивных и защитных характеристик зданий, мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, методы расчета воздействий факторов аварий. Теперь основную роль при анализе рисков, как добавляет П. Дворниченко, получат проектировщики, владеющие методами качественного (HAZID, HAZOP, SIL) и количественного анализа.

Эксперты убеждены, что совершенствование нормативного регулирования в области промышленной безопасности объектов химического, нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплексов будет не только способствовать формированию подхода, учитывающего всю сложность и специфику применяемых технологических решений, но и позволит повысить уровень инвестиционной привлекательности новых проектов.

Вступившие в действие 2 марта (приказ Ростехнадзора №480) изменения Федеральных норм и правил "Общие правила взрывобезопасности взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств" разрабатывались на протяжении нескольких лет специалистами ведомства с привлечением представителей бизнес-сообщества, проектных и научных организаций на площадке Научно-технического совета Ростехнадзора.

"Они стали давно ожидаемым результатом совместной работы ФОИВ и бизнеса, позволяющим реализовать оптимальные проектные решения, сочетающие приемлемые инвестиционные затраты и востребованную обществом безопасность производства", - заключает эксперт научно-технического отдела НИПИГАЗа.

Административный регламент Ростехнадзора зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ

Министерством юстиции Российской Федерации 22.03.2016 принято решение о государственной регистрации приказа Ростехнадзора от 12.02.2016 № 48 "Об утверждении административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах" и приказа Минприроды России от 17.02.2016 № 39 "О признании утратившим силу приказа Минприроды России от 30 октября 2008 г. № 280".

Административный регламент устанавливает требования к порядку исполнения государственной функции и определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах (далее – федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности), порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, а также принимаемых ими решений при исполнении государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности ведется за осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями следующих видов деятельности в области промышленной безопасности:

а) проектирование, эксплуатация, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта;

б) изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

в) проведение экспертизы промышленной безопасности;

г) подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

Административный регламент и приказ Минприроды России вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (приказы опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации 25.03.2016).

В правительство РФ внесен законопроект о реформировании института экспертизы

Минстроем внесен в правительство страны законопроект о реформировании института экспертизы проектной документации, направленный на усиление ответственности негосударственных экспертных организаций.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» предусматривает повышение требований, предъявляемых к аттестации физических лиц и организаций на право подготовки заключений экспертизы проектной документации или экспертизы результатов инженерных изысканий. Минимальный стаж работы в этой сфере планируется увеличить с 5 до 7 лет.

Также законопроект вводит ответственность экспертов за выдачу положительного заключения при несоответствии проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, вплоть до аннулирования квалификационного аттестата (без права переаттестации в течение 3-х лет). Вместе с тем, документ устанавливает основания для аннулирования квалификационного аттестата.

Кроме того, законопроект предполагает ведение Единого государственного реестра выданных заключений государственной и негосударственной экспертизы.

Как рассчитывают в Минстрое, нормы, прописанные в документе, повысят качество проведения экспертизы и, как следствие, позволят повысить безопасность зданий и сооружений.

Напомним, проект уже был представлен правительству осенью 2015 года, однако отдельные положения документа потребовали дополнительной доработки.

Ростехнадзор отменил публикации для экспертов промышленной безопасности

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 9 марта 2016 года № 90 отменено обязательное требование наличия публикаций для экспертов промышленной безопасности.

Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Документом вносятся изменения в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 года № 538.

Так, согласно ранее действовавшим правилам, эксперты первой и второй категорий должны являться авторами не менее 10 публикаций в области промышленной безопасности, размещенных в периодических изданиях. Для экспертов третьей категории число публикаций снижено до 5.

Приказом от 9 марта 2016 года № 90, зарегистрированном в Минюсте России 7 апреля 2016 года, служба отменила эти требования.

Документ вступает в силу через 10 дней после опубликования.

Госдума приняла в первом чтении законопроект о повышении безопасности на угольных шахтах

Госдума России приняла в первом чтении законопроект о повышении безопасности на угольных шахтах.
Об этом сообщается на сайте Думы.

В организациях по добыче и переработке угля будут созданы единые системы управления промышленной безопасностью и охраной труда.

Такие системы обеспечат безопасное ведение горных работ, включая осуществление мониторинга и предупреждение условий возникновения опасности геодинамического, аэрологического и техногенного характера, оперативный контроль и управление технологическими и производственными процессами в нормальных и аварийных условиях с применением систем защиты людей, оборудования и сооружений.

Также в целях обеспечения безопасности производства горных работ в организациях по добыче и переработке угля из числа представителей работодателя формируются службы контроля. Эти службы вправе выявлять сотрудников, находящихся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, организуя проверки работников непосредственно на рабочих местах и рейды на территории объектов, где ведутся горные работы.

На объектах, где ведутся горные работы, будет установлено оборудование для фиксации возможных нарушений дисциплины труда, норм и правил безопасности.

Проектировщикам разрешили самим определять противопожарные расстояния между зданиями

Прежние нормы, устанавливающие предельные расстояния между объектами различного назначения, будут исключены. Противопожарные расстояния теперь будут устанавливать проектировщики.

Правительство РФ одобрило законопроект, позволяющий проектным организациям самостоятельно определять при проектировании противопожарные расстояния между зданиями. Об этом пишут «РИА Новости».

Прежние нормы, устанавливающие предельные расстояния между объектами различного назначения, исключаются из технического регламента. Теперь проектировщики должны будут руководствоваться критическими значениями воздействия опасных факторов пожара.

Также в новых документах ряд кровельных и изоляционных материалов отнесены к категории материалов, у которых не определяется группа горючести.

Утверждены изменения в правила безопасности ОПО с подъемными сооружениями

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 12 апреля 2016 года № 146 внесены изменения в ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Положения данных ФНП распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, работающих на территории России или под ее юрисдикцией в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения.

При этом прописанные в приказе требования не относятся к подъемным сооружениям, применяемым на объектах использования атомной энергии и оказывающих влияние на ядерную и радиационную безопасность. Кроме того, они не распространяются на сооружения, которые не предназначены для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений с навесным оборудованием, а также кабин (люлек) с людьми, используемых в качестве аттракционов.

Приказ от 12 апреля 2016 года зарегистрирован в Минюсте России 20 мая.
Форма ответов
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Файл